Ограничения на осуществление иностранцами трудовой деятельности в РФ, квотирование
Смотрите в этом материале:
- профессиональные ограничения;
- допустимая доля иностранных работников;
- ограничения, вводимые на уровне субъектов РФ;
Профессиональные ограничения
Следует помнить, что законодательство ограничивает сферы деятельности, в которых может использоваться труд иностранных граждан.
1. Так, например, они не вправе:
- замещать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста в экипажах судов, плавающих под государственным флагом РФ*(1) (пп. 2 п. 1 ст. 14 Закона N 115-ФЗ);
- входить в состав экипажей военных кораблей РФ (а также других эксплуатируемых в некоммерческих целях судов), летательных аппаратов государственной авиации (пп. 3 п. 1 ст. 14 Закона N 115-ФЗ, п. 1 ст. 56 КТМ РФ);
- быть командиром экспериментального воздушного судна. Членом экипажа такого судна иностранец может быть при соблюдении дополнительных условий (пп. 3.1 п. 1 ст. 14 Закона N 115-ФЗ, п. 3.1 ст. 56 ВК РФ);
- быть командиром гражданского воздушного судна (с определенными исключениями, см. пп. 4 п. 1 ст. 14 Закона N 115-ФЗ, п. 5 ст. 56 ВК РФ);
- работать на объектах и в организациях, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации (перечень таких объектов (организаций) утвержден постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 N 755). К их числу отнесены в частности, объекты и организации Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, структурные подразделения по защите гостайны, организации, в состав которых входят радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, структурные подразделения организаций, осуществляющие разработку, производство, сооружение, испытания, эксплуатацию, хранение, транспортировку и утилизацию ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, суда и иные плавсредства с ядерными установками, а также атомные станции, в том числе строящиеся (по согласованию с ФСБ России допускается прием на работу иностранных граждан на строящуюся атомную станцию и работа на ней иностранных граждан до поставки ядерного топлива на территорию атомной станции).
Данный перечень является открытым: федеральными законами может ограничиваться допуск иностранных граждан и к другим видам деятельности (должностям) (пп. 6 п. 1 ст. 14 Закона N115-ФЗ).
2. Работать в качестве главного бухгалтера или иного должностного лица, в чьи обязанности входит ведение бухгалтерского учета, иностранный гражданин вправе только в том случае, если он отнесен к категории временно или постоянно проживающих в РФ лиц (п. 3 ст. 14 Закона N 115-ФЗ). При этом, естественно, иностранец должен соответствовать общим требованиям, которые установлены законодательством в отношении лиц, замещающих соответствующие должности (части 4-7 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
3. Иностранцы не подлежат призыву на военную, а также альтернативную гражданскую службу. Вместе с тем, в порядке, установленном федеральными законами (иными нормативными правовыми актами), возможен их допуск к военной службе по контракту, а также к работе в ВС РФ, других войсках и воинских формированиях в качестве лиц гражданского персонала (ст. 15 Закона N 115-ФЗ).
4. По общему правилу временно пребывающим в РФ иностранцам запрещается работать по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), которая не указана в разрешении на работу. Однако данное правило имеет исключения: так, например, при определенных обстоятельствах чрезвычайного характера (части вторая и третья ст. 72.2 ТК РФ) допускается временный перевод иностранного работника на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя (ст. 327.4 ТК РФ). При этом новая работа (должность, специальность) может не совпадать с указанной в разрешении на работу (патенте). В течение календарного года допускается только один такой перевод.
В силу п. 2 ст. 14 Закона N 115-ФЗ Правительство РФ вправе устанавливать порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50% акций или долей принадлежит государству (в настоящее время такой порядок не установлен).
Допустимая доля иностранных работников
Согласно п. 5 ст. 18.1 Закона N 115-ФЗ Правительство РФ вправе ежегодно устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики. На 2025 год такая доля установлена постановлением Правительства РФ от 16.12.2024 г. N 1796 - в зависимости от видов экономической деятельности допустимая доля иностранных работников в процентах от общей численности работников конкретного хозяйствующего субъекта, по общему правилу, не должна превышать (п. 1 Постановления N 1796):
- в выращивании овощей (код 01.13.1) - 50%;
- в лесоводстве и лесозаготовках (код 02) - 50%;
- в обработке древесины и производстве изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производстве изделий из соломки и материалов для плетения (код 16) - 50%;
- в строительстве (раздел F) - 80%;
- в торговле оптовой древесным сырьем и необработанными лесоматериалами (код 46.73.1) - 50%;
- в торговле оптовой пиломатериалами (код 46.73.2) - 50%;
- в торговле розничной алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах (код 47.25.1) - 15%;
- в торговле розничной табачными изделиями в специализированных магазинах (код 47.26) - 15%;
- в торговле розничной лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код 47.73) - 0%;
- в торговле розничной в нестационарных торговых объектах и на рынках (код 47.8) - 0%;
- в торговле розничной прочей вне магазинов, палаток, рынков (код 47.99) - 0%;
- в деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3) - 24%;
- в деятельности автомобильного грузового транспорта (код 49.41) - 24%;
- в управлении недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (код 68.32) - 70%;
- в деятельности по обслуживанию зданий и территорий (код 81) - 70%;
- в деятельности в области спорта прочая (код 93.19) - 25%.
Пункты 2 - 37 Постановления N 1796 предусматривают для отдельных субъектов РФ допустимую долю иностранных работников, отличающуюся от общероссийской. Так, например, согласно пунктам 14, 15 Постановления N 1796 в 2025 году допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере строительства на территории Республики Дагестан и Республики Татарстан, установлена в размере 30% и 50% соответственно, тогда как общероссийская доля составляет 80% общей численности работников. Специальные правила (в отношении различных видов экономической деятельности) установлены для:
- г. Москвы;
- Республики Бурятия;
- Республики Дагестан;
- Республики Татарстан;
- Удмуртской Республики;
- Камчатского края;
- Краснодарского края;
- Красноярского края;
- Хабаровского края;
- Амурской области;
- Астраханской области;
- Волгоградской области;
- Калужской области;
- Липецкой области;
- Магаданской области;
- Московской области;
- Нижегородской области;
- Новгородской области;
- Новосибирской области;
- Омской области;
- Оренбургской области;
- Рязанской области;
- Самарской области;
- Свердловской области;
- Тульской области;
- Челябинской области;
- Чукотского автономного округа.
При превышении установленной доли иностранные работники подлежат увольнению по п. 9 части первой ст. 327.6 ТК РФ (приведение численности работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в соответствие с установленными ограничениями на осуществление ими трудовой деятельности). Нарушение требования относительно допустимой доли иностранных работников является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ (штраф до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).
Установленные ограничения не распространяются на иностранных граждан, временно или постоянно проживающих в РФ (имеющих разрешение на временное проживание или вид на жительство), лиц, являющихся гражданами государств - членов Евразийского экономического союза (граждане Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии), а также на высококвалифицированных специалистов и членов их семей (письма Минтруда России от 19.10.2021 N 16-4/10/В-13774, от 7.10.2022 г. N 16-4/10/В-13610).
Ограничения, вводимые на уровне субъектов РФ
Помимо установления допустимой доли иностранных работников на федеральном уровне, действующее законодательство допускает также применение дополнительных мер регулирования на уровне субъектов Российской Федерации. Так, согласно п. 6 ст. 18.1 Закона N 115-ФЗ руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости трудоустройства в приоритетном порядке граждан РФ устанавливать запреты на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории соответствующих субъектов РФ, иностранных граждан, работающих на основании патентов. Такие ограничения вводятся по отдельным видам экономической деятельности.
Нормативные акты, устанавливающие подобные запреты, должны содержать указание на сроки, в течение которых хозяйствующим субъектам необходимо привести численность иностранцев с патентами в соответствие с предусмотренными ограничениями. Делается это для того, чтобы работодатели имели возможность соблюсти требования трудового законодательства в части расторжения трудовых договоров с иностранными работниками. Сроки определяются в соответствии с Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 N 1327. Так, например, в постановлении Губернатора Хабаровского края от 7.11.2024 г. N 78 срок приведения хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников в соответствие с новыми ограничениями был установлен до 1 февраля 2025 года.
См. Справку по нормативным актам субъектов РФ, устанавливающим запреты на привлечение хозяйствующими субъектами иностранцев, работающих на основании патентов (по отдельным видам экономической деятельности).
Дополнительные ограничения для высококвалифицированных специалистов (ВКС)
В отношении высококвалифицированных специалистов как особой категории иностранных работников законодательство устанавливает некоторые дополнительные ограничения в части видов деятельности, которыми они вправе заниматься.
Так, например, в соответствии с п. 1.2 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ иностранные граждане не могут привлекаться в качестве ВКС для занятий проповеднической или иной религиозной деятельностью (совершение богослужений, обрядов, церемоний, обучение религии, религиозное воспитание и т. д.).
Кроме того установлен запрет для работодателя на привлечение ВКС для торгового обслуживания покупателей при осуществлении розничной торговли товарами народного потребления, включая фармацевтическую продукцию (п. 1.3 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ). Исключение из этого правила сделано только для работников, которые осуществляют руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли. В эту категорию включены директора, управляющие, главный товаровед организации, заведующий складом и т. д. (полный перечень профессий, должностей и специальностей в сфере розничной торговли
доступных
для ВКС приводится в Приложении N 1 к приказу Минтруда России от 23.09.2013 N 475н). Этим же приказом утверждены квалификационные требования к иностранным работникам, осуществляющим руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли (см. Приложение N 2).
Квотирование
В отношении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, действует система квотирования: Правительство РФ ежегодно определяет потребность в привлечении таких работников (в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам), утверждает квоты на выдачу приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности и квоты на выдачу разрешений на работу (п. 1 ст. 18.1 Закона N 115-ФЗ).
Так, на 2025 год постановлением Правительства Российской Федерации от 3.12.2024 г. N 1707 утверждены квоты на выдачу "визовым" иностранцам 234 958 приглашений на въезд и такого же количества разрешений на работу. Этим же документом предусмотрено распределение указанного количества разрешений по профессионально-квалификационным группам:
- руководители учреждений, организаций и предприятий и их структурных подразделений (служб) - 8 899 человек;
- специалисты в области естественных и инженерных наук - 5 470 человек;
- специалисты в области биологических, сельскохозяйственных наук и здравоохранения - 157 человек;
- специалисты среднего уровня квалификации и вспомогательный персонал естественных наук и здравоохранения - 4 144 человека;
- специалисты среднего уровня квалификации физических и инженерных направлений деятельности - 3 569 человек;
- средний персонал в области финансово-экономической, административной и социальной деятельности - 4 414 человек;
- работники сферы индивидуальных услуг и защиты граждан и собственности - 5 901 человек;
- продавцы, демонстраторы товаров, натурщики и демонстраторы одежды - 1 619 человек;
- квалифицированные работники товарного сельскохозяйственного производства, лесного и охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства, имеющие рыночную ориентацию - 5 244 человека;
- рабочие, занятые на горных, горно-капитальных и на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах - 43 189 человек;
- рабочие металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности - 23 065 человек;
- другие профессии квалифицированных рабочих крупных и мелких промышленных предприятий - 74 130 человек;
- операторы, аппаратчики и машинисты промышленных установок - 2 431 человек;
- операторы, аппаратчики, машинисты и слесари-сборщики стационарного оборудования - 29 104 человека;
- водители и машинисты подвижного оборудования - 4 428 человек;
- неквалифицированные рабочие, общие для всех отраслей экономики - 14 619 человек;
- иные профессионально-квалификационные группы - 4 575 человек.
При этом согласно п. 4 ст. 18.1 Закона N 115-ФЗ указанные квоты не распространяются на иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), включенной в специальный перечень (перечень на 2024 год утвержден приказом Минтруда России от 15.05.2023 N 459н).
______________________________
*(1) Если при этом судно зарегистрировано в Российском открытом реестре судов, список ограничений короче: иностранцы не могут занимать должности капитана судна и старшего механика (п. 3 ст. 56 КТМ)
Тема
Иностранный работник. Правовой статус иностранных граждан
См. также
Особенности увольнения иностранных работников
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах