Профессиональный отбор и профессиональное обучение водителей
Согласно части первой ст. 328 ТК РФ работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение. Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержден приказом Минтранса России от 29.07.2020 N 264 (далее - Порядок N 264).
Из буквального толкования ст. 328 ТК РФ следует, что профессиональный отбор и профессиональное обучение надлежит пройти всем работникам, принимаемым на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, без каких-либо исключений. Тем не менее, как предусмотрено п. 3 Порядка N 264, профессиональный отбор проводится работодателями с целью привлечения лиц к выполнению обязанностей, непосредственно связанных с движением транспортных средств, соответствующих профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), утверждаемым в соответствии с пунктом 2 статьи 20 указанного закона.
В упомянутой норме речь идет о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями).
Это, на наш взгляд, позволяет заключить, что требования Порядка N 264 не распространяются на тех водителей, которые управляют автомобилем исключительно для целей собственного перемещения или перевозят пассажиров или грузы легковыми автомобилями для собственных нужд организации или индивидуального предпринимателя. При этом иного порядка профессионального отбора и профессионального обучения для таких работников не предусмотрено.
Порядок N 264 выделяет два этапа профессионального отбора работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств:
1. Подтверждение соответствия представленных работником документов профессиональным и квалификационным требованиям. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом п. 2 ст. 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", утверждены приказом Минтранса России от 31.07.2020 N 282. Согласно пунктам 4-6 Порядка N 264:
- наличие у работника права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий подтверждается водительским удостоверением в соответствии с законодательством РФ о безопасности дорожного движения;
- квалификация работника, уровень его профессионального образования подтверждается документом об образовании и о квалификации, документом о квалификации в соответствии с законодательством об образовании в РФ;
- стаж (опыт) работы работника подтверждается трудовой книжкой и (или) сведениями о трудовой деятельности или иными документами в соответствии с трудовым законодательством РФ.
2. Испытание. Согласно п. 7 Порядка N 264 водители в целях проверки соответствия поручаемой работе допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у работодателя испытания в соответствии со ст. 70 ТК РФ. Напомним, что в силу указанной статьи при заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе. То есть установление испытание является правом, а не обязанностью сторон трудового договора. Однако формулировки положений Порядка N 264, на наш взгляд, не предполагают возможности принять на работу водителя без установления ему испытания. Исключения, очевидно, будут составлять случаи, когда трудовое законодательство в принципе не допускает возможности установления работнику испытания (подробнее об этом см. Энциклопедию решений. Категории работников, которым нельзя устанавливать испытательный срок). Хотя в разъяснениях специалистов Роструда можно встретить мнение о невозможности заключения трудового договора с водителем в случаях, когда такой договор по закону не может предусматривать установления работнику испытания (см. консультацию с портала "Онлайнинспекция.РФ").
Согласно п. 8 Порядка N 264 испытание осуществляется без выезда и с выездом на дороги общего пользования. Для водителей маршрутных транспортных средств испытание с выездом на дороги общего пользования включает движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.
Испытание водителя проводится на транспортном(ых) средстве(ах) того типа и модели, на том(тех) маршруте(ах) (при их наличии), на котором(ых) он будет в дальнейшем самостоятельно работать (п. 9 Порядка N 264).
Испытание водителей проводится под руководством водителя-наставника. Требования к водителям-наставникам приведены в п. 10 Порядка N 264.
Информация о проведенных испытаниях содержится в листах испытаний (п. 11 Порядка N 264). Требования к содержанию таких листов приведены в п. 12 Порядка N 264. Оформленные листы испытания (стажировки) должны храниться у работодателя не менее пяти лет (п. 13 Порядка N 264).
Каких-либо специальных требований по профессиональному обучению работников Порядок N 264 не устанавливает. Пункт 14 указанного документа содержит лишь отсылочную норму, согласно которой профессиональное обучение, профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование работников осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а работодатель определяет необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд в соответствии с требованиями ст. 196 ТК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах