Северная надбавка
Смотрите в этом материале:
- правовые основы установления северных надбавок в районах, не относящихся к РКС и МПРКС;
- местность выполнения трудовых обязанностей как ключевой фактор для установления северной надбавки;
- северная надбавка для совместителей;
- условие о выплате северной надбавки в трудовом договоре;
- нужно ли издавать приказы об установлении размера надбавки?
Правовые основы установления северных надбавок в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
В соответствии со ст. 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Применительно к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (далее также РКС и МПРКС соответственно) данная гарантия реализуется, в частности, путем оплаты труда работников с применением процентной надбавки к заработной плате (ст. 315 ТК РФ).
Размер процентной надбавки к заработной плате работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается Правительством РФ (часть первая ст. 317, часть первая ст. 316 ТК РФ). Аналогичное указание содержится в ст. 11 и ст. 10 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон N 4520-1). Однако соответствующий нормативный акт до настоящего момента не принят, поэтому в силу части первой ст. 423 ТК РФ к заработной плате работников подлежат применению процентные надбавки, установленные органами государственной власти бывшего СССР или органами государственной власти РФ (п. 1 Обзора Верховного суда РФ практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утв. Президиумом ВС РФ 26.02.2014 (далее - Обзор ВС РФ...); определение Верховного Суда РФ от 21.03.2018 N 72-АПГ18-3; письма Роструда от 29.06.2011 N 1891-6-1, от 13.09.2006 N 1597-6-0, Минздравсоцразвития России от 20.01.2005 N 95-Пр).
Правовые основы установления северных надбавок в районах, не относящихся к РКС и МПРКС
Перечень местностей с особыми климатическими условиями не исчерпывается районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями. Какого-либо перечня местностей с особыми климатическими условиями, а равно критериев отнесения тех или иных регионов к таким местностям действующим законодательством не установлено (определения Верховного Суда РФ от 21.02.2006 N КАС06-31 и от 27.12.2011 N КАС11-748).
Не предусмотрено законом и какого-либо единого способа реализации требования ТК РФ об оплате труда работников таких местностей в повышенном размере. Статья 148 ТК РФ лишь предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Таким образом, не противоречит ТК РФ и оплата труда в указанных местностях с применением процентных надбавок к заработной плате (решение Верховного Суда РФ от 11.01.2006 N ГКПИ05-1570).
Следовательно, работодателю необходимо применять процентные надбавки для оплаты труда на всех территориях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к нему местностям, для которых соответствующие надбавки установлены законами и иными нормативными правовыми актами уполномоченных на это органов власти, включая акты бывшего СССР. Правомерность такого подхода подтверждена Верховным Судом РФ (см. определение от 27.12.2011 N КАС11-748). В частности, с применением процентной надбавки работодатель обязан оплачивать труд работников в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Указанные территории наряду с РКС и МПРКС отнесены к районам Севера (пп. "а" п. 1 постановления СМ РСФСР от 22.10.1990 N 458, п. 1 постановления ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 09.11.1986 N 53, п. 1 постановления СМ СССР и ВЦСПС от 24.09.1989 N 794). Поэтому надбавку, выплачиваемую работникам в указанных регионах, также называют "северной".
Местность выполнения трудовых обязанностей как ключевой фактор для установления северной надбавки
Из формулировок статей 146, 317 ТК РФ, ст. 11 Закона N 4520-1 следует, что процентные надбавки применяются в том случае, когда работники трудятся в местностях с особыми климатическими условиями. То есть при установлении работнику процентной надбавки к заработной плате работодатели должны исходить именно из географического расположения места фактического выполнения работником трудовой функции. Место нахождения самой организации на определение размера данной надбавки не влияет (п. 1 Обзора.., определение Верховного Суда РФ от 06.05.2011 N 78-В11-16, см. также письмо Роструда от 29.06.2011 N 1891-6-1).
Трудовое законодательство не предусматривает каких-либо исключений из правила об оплате труда работников, занятых на работах в особых климатических условиях, с применением процентных надбавок в отношении дистанционных работников. Следовательно, если дистанционный работник фактически выполняет свои трудовые обязанности в районах Севера, ему положена соответствующая надбавка независимо от того, где располагается организация или структурное подразделение, в штате которого он состоит (см., например, консультации с портала "Онлайнинспекция.РФ"). Верно и обратное: если работник фактически трудится в районах, не отнесенных к районам Севера, то процентная надбавка ему не устанавливается, даже если сама организация располагается в соответствующих районах.
Место регистрации дистанционного работника по месту жительства само по себе также не имеет значения при определении его права на северную надбавку, если фактически трудовая деятельность осуществлялась им из другой местности (определение Суда Ненецкого автономного округа от 24.06.2021 N 33-101/2021).
Сказанное в полной мере справедливо и для надомных работников (см. письма Минфина России от 13.11.2010 N 03-03-06/1/716 и N 03-03-07/39).
В силу прямого указания части пятой ст. 302 ТК РФ работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов, выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, постоянно работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Полагаем, что данный принцип должен применяться и в отношении не отнесенных к РКС и МПРКС территорий с особыми климатическими условиями, для которых установлены процентные надбавки. Таким образом, вахтовикам процентная надбавка устанавливается также исходя из места фактического выполнения ими работ вахтовым методом.
Не сформировалось в правоприменительной практике единого мнения относительно выплаты процентной надбавки работникам с разъездным характером работы, работа которых выполняется в различных районах. Основываясь на тезисе о том, что размер районной надбавки определяется именно по месту выполнения работником трудовой функции, логично было бы предположить, что с применением северной надбавки труд работника должен оплачиваться только в той части, в какой он осуществляется в районах Севера. Соответственно, надбавка выплачивается пропорционально времени, отработанному в указанных районах. В разъяснениях специалистов Роструда также можно встретить такую логику (см. консультацию с портала "Онлайнинспекция.РФ"). Однако приведенный подход крайне сложен в реализации, ведь кадровому работнику придется отдельно определять периоды работы в различных районах как с целью дифференциации оплаты таких периодов, так и с целью решения вопроса о включении их в северный стаж. Совсем трудозатратной станет ситуация, при которой работник будет осуществлять свою деятельность на территории, относящейся к различным категориям районов Севера (то есть там, где действуют различные принципы определения размера надбавки). Если работник в рамках служебных разъездов будет перемещаться между такими районами, каждый раз размер его надбавки придется определять по правилам, изложенным в Энциклопедии решений "Определение размера северной надбавки при переходе из одной местности в другую".
Вместе с тем на практике можно встретить и иной подход к решению вопроса о применении северных надбавок к заработной плате сотрудников с разъездным характером работы. Например, Ярославский областной суд в определении от 14.09.2020 N 33-5186/2020 рассуждал так: надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, призваны компенсировать неблагоприятное воздействие природных климатических условий, в связи с чем, трудовая деятельность в таких регионах должна носить постоянный, продолжительный характер. А раз трудовая деятельность работника "носила разъездной характер, происходила в пути, и не была привязана к конкретной местности", то и надбавки ему не положены.
Из критерия постоянства и продолжительности воздействия на работника неблагоприятных климатических условиях исходил и Хабаровский краевой суд в определении от 05.06.2015 N 33-3436/2015. Однако в нем судьи заключили, что раз постоянным местом базирования между разъездами для работника был аэропорт г. Хабаровска, то работник имеет право в том числе на северную надбавку.
Северная надбавка для совместителей
Согласно п. 16.1 Инструкции_, утв. приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2 (действует в отношении лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; далее - Инструкция N 2) и п. 7 Инструкции..., утв. приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 3 (действует в отношении лиц, работающих в остальных районах Севера; далее - Инструкция N 3), на заработную плату, получаемую работником по совместительству, процентные надбавки не начисляются.
Однако в силу ст. 423 ТК РФ данные нормативные акты в настоящее время применяются лишь в той части, в какой они не противоречат ТК РФ. Как установлено частью третьей ст. 285 ТК РФ, лицам, работающим по совместительству в районах, где установлены надбавки к заработной плате, оплата труда производится с учетом этих надбавок. Таким образом, приведенные положения Инструкций N 2 и N 3 не подлежат применению. Верховный Суд РФ в своем Обзоре_ также указывает, что работнику, заключившему трудовой договор о работе по совместительству в организации, расположенной в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к этим районам, оплата труда производится с учетом процентных надбавок.
И даже до вступления в силу ТК РФ органы власти настаивали на необходимости выплаты северных надбавок совместителям, ссылаясь на то, что Закон N 4520-I никаких исключений для данной категории работников не предусматривает (письма Минобразования России от 03.06.1999 N 20-55-2780/20-3, Минздрава России от 06.06.2000 N 145-2510/10871).
Оплата труда работников в местностях с особыми климатическими условиями в сравнении с другими регионами
Помимо формального исполнения установленных соответствующими нормативными актами обязанностей по оплате труда работников с применением процентных надбавок к заработной плате, работодателям, имеющим структурные подразделения как в местностях с особыми климатическими условиями, так и за их пределами, при установлении системы оплаты труда необходимо иметь в виду, что в соответствии с позицией Верховного и Конституционного судов не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях (определения КС РФ от 17.12.2009 N 1557-О-О, ВС РФ от 07.10.2011 N 3-В11-31).
Условие о выплате северной надбавки в трудовом договоре
В соответствии с частью второй ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). Это требование дополняется нормой части первой ст. 135 ТК РФ, согласно которой заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Из приведенных норм следует, что непосредственно в тексте трудового договора должны быть перечислены все составляющие оплаты труда работника. То есть из трудового договора должно быть понятно, какие именно компенсационные и стимулирующие выплаты вместе с окладом (тарифной ставкой) образуют полную зарплату работника (см. также письмо Минтруда России от 23.12.2015 N 18-4/В-849). Это в полной мере касается и северной надбавки, условие о выплате которой, как следствие, должно быть включено в трудовой договор (см. п. 1 Обзора ВС РФ, решение Приморского краевого суда от 23.04.2019 N 21-379/2019, определение Хабаровского краевого суда 18.12.2013 N 33-8030/2013).
Вместе с тем указывать в самом договоре конкретные размеры всех доплат и надбавок, а также условия и порядок их начисления необязательно. Вместо этого можно сделать ссылку на документы, которыми установлена система оплаты труда, действующая у данного работодателя (смотрите также письмо Роструда от 19.03.2012 N 395-6-1). В судебной практике можно обнаружить подтверждения правомерности такого способа выполнения требований ст. 57 ТК РФ (определения Верховного суда Республики Татарстан от 03.05.2012 N 33-3863/2012, Московского городского суда от 27.07.2010 N 33-22264). Поскольку в рассматриваемом случае размер надбавки определяется в соответствии с НПА, полагаем, что достаточно сделать в трудовом договоре ссылку на него.
Тем не менее не все суды согласны с такими выводами. Так, например, Мурманский областной суд в определении от 07.05.2014 N 33-1287-2014 признал незаконным отсутствие в трудовом договоре информации о конкретном размере процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера. При этом судьи отметили, что указание в трудовом на то, в соответствии с какими нормами производятся данные выплаты, не позволяет сделать однозначный вывод об их размере, установленном для конкретного работника соглашением сторон трудового договора. На необходимость указания в трудовом договоре с работником конкретного размер северной надбавки указывают и некоторые другие суды (решение Верховного суда Республики Коми от 11.07.2012 N 21-214/2012, определение Иркутского областного суда от 28.12.2011 N 33-14431/11).
В разъяснениях специалистов Роструда также можно встретить мнение о необходимости указания в трудовом договоре конкретного размера северной надбавки с дальнейшим внесением в договор изменений по мере увеличения этого размера (см. консультации с портала "Онлайнинспекция.РФ").
Нужно ли издавать приказы об установлении размера надбавки?
Требований по установлению размеров надбавки приказами работодателя нормативно не предусмотрено. Вместе с тем работодатель не лишен права издавать такие приказы в целях информирования работника и сотрудников, ответственных за расчет заработной платы, о приобретении работником права на новый размер надбавки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах