Участие профсоюзов в разработке и обсуждении проектов законодательных, нормативных правовых и иных актов в социально-трудовой сфере Смотрите в этом материале: - право профсоюзов выступать с предложениями о принятии актов в сфере труда Профсоюз явлется особой общественной организацией, встроенной в систему социального партнерства, на которую государством возложена задача по защите и представительству прав и законных интересов работников. В связи с этим, как подчеркивают суды, профсоюзы наделены законодателем особыми полномочиями, которые не свойственны иным общественным организациям (см. решение Верховного Суда Республики Тыва от 02.08.2016 N 12-126/2016, определение Верховного Суда Республики Калмыкия от 17.01.2013 N 33-30/2013). Так, статья 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Закон N 10-ФЗ) декларирует право профессиональных союзов, их объединений участвовать в рассмотрении и принятии органами власти и местного самоуправления проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников. Это право может быть реализовано профсоюзами на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях социального партнерства, прежде всего, через работу в составе соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений*(1) в соответствии с механизмом, закрепленным в ст. 35.1 ТК РФ. Частью первой вышеуказанной нормы ТК РФ предусмотрена обязанность органов государственной власти (федеральных и субъектов РФ) и местного самоуправления обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (в случаях, когда такие комиссии на соответствующем уровне социального партнерства не образованы, - соответствующих профсоюзов и их объединений, а также объединений работодателей) в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда. Как подчеркнул Конституционный Суд РФ в определении от 18.07.2017 N 1551-О, статья 35.1 ТК РФ наряду со статьей 35 ТК РФ направлена на обеспечение сотрудничества профсоюзов с работодателями и институтами публичной власти в сфере правового регулирования социально-трудовых отношений и закрепляет гарантии реализации права профсоюзов на участие в формировании государственной политики в сфере труда.
Направление органами власти и местного самоуправления проектов актов в сфере труда сторонам социального партнерства на рассмотрение
Часть вторая ст. 35.1 ТК РФ предписывает органам государственной власти федерального и регионального уровней, органам местного самоуправления направлять проекты принимаемых ими законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда (далее - Акты в сфере труда), а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей)*(2). Отметим, что упомянутой выше нормой обязательное предварительное участие сторон социального партнерства предусмотрено при принятии законодательных, нормативных правовых и иных актов лишь в сфере труда*(3). При возникновении спора, относится ли тот или иной акт органа власти либо местного самоуправления к социально-трудовой сфере, суды разрешают данный вопрос с учетом конкретных обстоятельств и, соответственно, делают вывод о наличии либо отсутствии в связи с этим необходимости направления проекта акта в соответствующую комиссию по регулированию социально-трудовых отношений для рассмотрения. Так, например, Верховный Суд РФ в определении от 21.01.2015 N 66-АПГ14-9 посчитал, что оспариваемые нормативные правовые акты Правительства Иркутской области об установлении денежной компенсация расходов, связанных с приобретением и доставкой твердого топлива педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах Иркутской области, не являются нормативными правовыми актами в сфере труда, так как данная компенсация по своей сути является жилищно-коммунальной льготой для категории педагогических работников сельских школ. В связи с чем, по мнению судей, у Правительства Иркутской области отсутствовала обязанность направлять проекты этих актов при их принятии в трехстороннюю комиссию Иркутской области по регулированию социально-трудовых отношений. Имеются примеры, когда судьи с учетом конкретных обстоятельств дела не относят к Актам в сфере труда акты органов государственной власти либо местного самоуправления, изданные ими в пределах предоставленных полномочий в соответствии с бюджетным законодательством РФ (см. определение Вологодского областного суда от 17.03.2017 N 33а-1377/2017) либо в сфере управления подведомственными учреждениями, структурами (см. определение Владимирского областного суда от 27.08.2013 N 33-2743/2013, постановление Уставного Суда Калининградской области от 30.09.2009 N 2-П). Также стоит отметить, что суды зачастую полагают не соответствующими признакам нормативного правового акта принимаемые органами местного самоуправления положения об оплате труда работников конкретных бюджетных учреждений, поскольку данные документы не содержат правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, а рассчитаны на применение ограниченным кругом лиц - только работниками того или иного учреждения. Соответственно, при издании подобных документов не должна соблюдаться процедура, предусмотренная статьей 35.1 ТК для принятия нормативно-правовых актов, поскольку правоотношения складываются в сфере принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (см., например, определение Суда ХМАО от 11.02.2020 N 33а-1107/2020). ВниманиеНесоблюдение органами власти и местного самоуправления предусмотренной частью второй ст. 35.1 обязанности по направлению принимаемых ими проектов Актов в сфере труда на рассмотрение в комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей) может впоследствии стать одним из оснований для признания судом незаконными таких принятых актов либо отдельных их положений (см., например, решение Лоухского районного суда Республики Карелия от 18.12.2013 N 2-614/2013). Рассмотрение комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, профсоюзами, работодателями и их объединениями проектов Актов в сфере труда
Статья 35.1 ТК РФ не содержит какой-либо регламентированной процедуры, сроков обсуждения комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, профсоюзами, работодателями и их объединениями направленных в их адрес органами власти и местного самоуправления проектов Актов в сфере труда. В соответствии с частью первой указанной нормы порядок участия сторон социального партнерства в разработке и обсуждении проектов данных актов может быть установлен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, ее субъектов, органов местного самоуправления, а также соглашениями. Так, на федеральном уровне социального партнерства п. 8.1 ч. 1 ст. 4 Закона N 92-ФЗ предусмотрено право РТК рассматривать проекты федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, других актов федеральных органов государственной власти в области регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и принимать решения по итогам их рассмотрения в срок не более чем 30 дней. Согласно утвержденному Правительством РФ 06.05.2008 Регламенту Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Регламент РТК) выносимые на рассмотрение заседаний РТК вопросы (в том числе связанные с обсуждением проектов законодательных и иных нормативных правовых актов), как правило, предварительно рассматриваются в соответствующих рабочих группах РТК, созданных из числа ее членов. Каждая сторона РТК принимает решения самостоятельно большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании. При этом решения РТК, а также созданных при ней рабочих групп считаются принятыми, если за них проголосовала каждая из трех сторон комиссии либо рабочей группы. Члены РТК или рабочей группы, не согласные с принятым решением, вправе требовать занесения их особого мнения в протокол заседания комиссии либо рабочей группы (пп. 2.16, 3.6 Регламента РТК). Во многом аналогичный порядок рассмотрения проектов Актов в сфере труда и принятия по ним решений нередко предусматривается и для региональных, территориальных и отраслевых комиссий по регулированию социально-трудовых отношений нормативными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления, регулирующими деятельность данных комиссий (см., например, Закон Московской области от 03.12.1999 N 82/99-ОЗ "О Московской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений", Закон Приморского края от 26.12.2014 N 531-КЗ "О социальном партнерстве в Приморском крае", Закон Забайкальского края от 17.02.2009 N 128-ЗЗК "О территориальных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Забайкальском крае", приказ Министерства здравоохранения Рязанской области от 19.12.2022 N 2267 "Об отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в учреждениях, подведомственных министерству здравоохранения Рязанской области", решение Думы Очерского городского округа Пермского края от 25.02.2021 N 8 "Об утверждении Положения о трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Очерском городском округе" , постановление администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области от 25.07.2023 N 566 "Об утверждении Порядка участия территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в разработке и (или) обсуждении проектов нормативных правовых и иных актов, программ социально-экономического развития, других актов органов местного самоуправления округа в сфере труда"). По результатам рассмотрения проекта Акта в сфере труда комиссия по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего уровня, как правило, принимает одно из следующих решений: - об одобрении проекта Акта в сфере труда; - о необходимости внесения изменений в проект Акта в сфере труда; - об отклонении проекта Акта в сфере труда.
Нередко вышеупомянутые возможные варианты принятия решений комиссиями прямо прописываются в нормативных и иных документах, регламентирующих условия для их участия в разработке и обсуждении проектов Актов в сфере труда (см., например, п. 6 Порядка обеспечения исполнительными органами государственной власти Амурской области условий для участия Амурской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в разработке и (или) обсуждении проектов нормативных правовых актов и иных актов области в сфере труда (утв. постановлением Правительства Амурской области от 24.04.2018 N 182), п. 6 Порядка участия трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Волжского муниципального района в подготовке и (или) обсуждении проектов правовых актов в сфере труда, разрабатываемых органами местного самоуправления (утв. решением Собрания депутатов муниципального образования "Волжский муниципальный район" Республики Марий Эл от 25.08.2021 N 25-5), п. 6 Порядка участия членов территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Махнёвском муниципальном образовании в разработке и (или) обсуждении проектов нормативно правовых актов Махнёвского муниципального образования в сфере труда (утв. постановлением администрации Махнёвского муниципального образования Свердловской области от 24.01.2020 N 38). ВниманиеРегиональными либо муниципальными актами, регулирующими деятельность региональных, территориальных и отраслевых комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, а также порядок рассмотрения и обсуждения проектов Актов в сфере труда, может быть предусмотрено, что решение, принятое рабочей группой комиссии, имеет такое же юридическое значение, как и решение самой комиссии. Суды не усматривают в этом каких-либо нарушений (см., например, определение Вологодского областного суда от 25.01.2017 N 33а-384/2017). Рассмотрение органами власти и местного самоуправления решений комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, мнений их сторон по направленным им проектам Актов в сфере труда
Частью третьей ст. 35.1 ТК РФ установлено, что решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) по направленным им проектам Актов в сфере труда подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти всех уровней, а также органами местного самоуправления, принимающими эти акты. Процедура рассмотрения указанных решений и заключений статьей 35.1 ТК РФ не конкретизирована. Вместе с тем такой порядок может устанавливаться иными актами органов власти и местного самоуправления, соглашениями. К примеру, в соответствии со ст. ст. 114, 122 Регламента Государственной Думы решение РТК по проекту федерального закона в сфере труда (если таковое имеется) или мнения ее сторон направляются ответственным комитетом вместе с остальными материалами по законопроекту в Совет Государственной Думы для их последующего рассмотрения Государственной Думой в первом и втором чтениях. Согласно п. 61 Регламента Правительства РФ проекты актов в области регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений вносятся в Правительство РФ при наличии решений РТК по итогам их рассмотрения. Положение о том, что решения РТК, а при наличии неурегулированных разногласий - мнения ее сторон в отношении направленных в комиссию проектов законодательных актов, нормативных правовых и иных актов федеральных органов исполнительной власти в сфере труда в обязательном порядке доводятся до сведения Государственной Думы и подлежат обязательному рассмотрению Правительством РФ и федеральными органами государственной власти также содержится в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2021 - 2023 годы (далее - Генеральное соглашение). На региональном и местном уровнях нередко предусматривается обязанность разработчиков Актов в сфере труда после рассмотрения их проектов комиссией по регулированию социально-трудовых отношений подготовить в установленные сроки заключение о согласии или несогласии с позицией комиссии (мнением ее сторон) и затем направить в ее адрес уведомление о принятом итоговом решении, в том числе мотивированное заключение в случае несогласия с решением комиссии (см., например, постановление Правительства Архангельской области от 11.08.2014 N 327-пп "Об утверждении Порядка обеспечения участия Архангельской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в разработке и (или) обсуждении проектов областных законов и иных нормативных правовых актов Архангельской области, государственных и ведомственных целевых программ Архангельской области в сфере труда", постановление администрации муниципального района "Хилокский район" Забайкальского края от 19.05.2022 N 321 "Об утверждении Порядка согласования районной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений проектов нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития и иных актов органов местного самоуправления муниципального района "Хилокский район" в сфере труда"). Некоторые муниципальные правовые акты также содержат обязательство разработчиков Актов в сфере труда излагать в пояснительных записках к их проектам информацию об учете решений комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (мнений их сторон) либо об основаниях для возражения в их учете (см., например, постановление администрации Татищевского муниципального района Саратовской области от 11.11.2021 N 1079 "Об утверждении Положения о порядке обеспечения участия трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Татищевского муниципального района Саратовской области в разработке и (или) обсуждении проектов муниципальных правовых актов в сфере труда, принимаемых администрацией Татищевского муниципального района Саратовской области"). Кроме того, в ряде нормативных актов органов местного самоуправления установлена обязанность разработчика в течение установленного срока провести дополнительные консультации с координатором комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, если ее решение не содержит согласия с проектом Акта в сфере труда (см., например, постановление администрации Курского муниципального округа Ставропольского края от 16.06.2021 N 619 "Об утверждении Порядка обеспечения условий для участия территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Курском муниципальном округе Ставропольского края в разработке и (или) обсуждении проектов нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов администрации Курского муниципального округа Ставропольского края в сфере труда"). При этом подчеркнем, что часть третья ст. 35.1 ТК РФ обязывает органы власти и местного самоуправления лишь рассматривать, но не учитывать замечания сторон социального партнерства по направленным ранее в их адрес проектам Актов в сфере труда. Однако, к примеру, некоторые другие статьи Трудового кодекса РФ и иных нормативных правовых актов федерального уровня содержат указание на учет мнения РТК (подробнее об этом см. в отдельном материале), а также на учет мнения общероссийских профсоюзов и общероссийского объединения работодателей (см., например, часть вторую ст. 329, часть вторую ст. 350 ТК РФ) при принятии Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти конкретных решений в сфере социально-трудовых отношений. Также согласно п. 2.18) Регламента РТК ее решения по результатам рассмотрения законопроектов и других нормативных правовых актов, вносимых на рассмотрение комиссии федеральными органами исполнительной и законодательной власти, направляются в их адрес для учета мнения комиссии. Вместе с тем необходимо отметить, что решения комиссий по регулированию социально-трудовых отношений носят рекомендательный характер*(4). Поэтому полагаем, что федеральный законодатель, упоминая в том числе в ряде норм Трудового кодекса РФ об учете мнения РТК при принятии тех или иных нормативных правовых актов в сфере труда, под учетом мнения фактически подразумевает обязательное рассмотрение органами власти решений РТК по проектам таких актов в соответствии с частью третьей ст. 35.1 ТК РФ. К вышесказанному добавим, что закрепленные в п. 1 ст. 11 Закона N 10-ФЗ положения об учете мнения и предложений соответствующих профсоюзов и их объединений при рассмотрении и принятии проектов законодательных и иных нормативных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников*(5), также не носят императивный характер для органов власти (см. решение Верховного Суда РФ от 20.11.1997 N ГКПИ97-418). Таким образом, полагаем, что органы государственной власти и местного самоуправления при условии соблюдения ими положений статьи 35.1 ТК РФ вправе в конечном итоге действовать по своему усмотрению и по общему правилу принимать Акты в сфере труда без учета возражений и предложений, выраженных в ходе обсуждения проектов данных актов в решениях комиссий по регулированию социально-трудовых отношений либо в заключениях профсоюзов и их объединений*(6). ПримечаниеПри этом, к примеру, на федеральном уровне социального партнерства в п. 7.2 Генерального соглашения его стороны договорились добиваться того, чтобы проекты федеральных законов, связанные с внесением изменений в трудовое законодательство, вносились Правительством РФ в Госдуму при наличии согласованной позиции сторон, а также чтобы нормативные правовые акты в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними экономических отношений принимались Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти при наличии согласованной позиции сторон. Право профсоюзов выступать с предложениями о принятии Актов в сфере труда
Абзацем четвертым п. 1 ст. 11. Закона N 10-ФЗ предусмотрено право профсоюзов не только вносить предложения в разработанные органами власти и местного самоуправления проекты нормативных актов, но и самостоятельно выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. Кроме того, согласно п. 4 вышеупомянутой нормы Закона N 10-ФЗ профсоюзы вправе участвовать в рассмотрении органами государственной власти и местного самоуправления своих предложений*(7). Однако закрепленное в ст. 11 Закона N 10-ФЗ указанное право профсоюзов не тожественно понятию законодательной инициативы. Как отмечают суды, данный термин применительно к профсоюзам является условным, поскольку статья 104 Конституции РФ не называет профсоюзы среди субъектов права законодательной инициативы (см., например, определение Вологодского областного суда от 17.03.2017 N 33а-1377/2017). ПримечаниеВ соответствии с частью первой ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, сенаторам РФ, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ (по вопросам их ведения). В то же время на региональном уровне во многих субъектах РФ конституциями и уставами данных субъектов объединения организаций профсоюзов наделены правом законодательной инициативы по внесению законопроектов в региональные парламенты (см., например, ст. 76 Конституции Республики Башкортостан от 24.12.1993 N ВС-22/15, часть первую ст. 62 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия), часть первую ст. 49) Закона Забайкальского края от 17.02.2009 N 125-ЗЗК "Устав Забайкальского края", п. 1 ст. 139 Устава Красноярского края от 05.06.2008 N 5-1777, ст. 47 Устава Сахалинской области от 09.07.2001 N 270). Некоторые региональные нормативные акты предусматривают право профсоюзов вносить в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления проекты решений, касающиеся социально-трудовых прав и интересов работников (см., например, часть пятую ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 05.11.1993 N ВС-21/23 "О профессиональных союзах").
______________________________ *(1) В соответствии со ст. 35 ТК РФ на федеральном уровне социального партнерства образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - РТК), деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом от 01.05.1999 N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" (далее - Закон N 92-ФЗ) и членами которой являются представители Правительства РФ, а также общероссийских объединений профсоюзов и работодателей. На региональном уровне в субъектах РФ могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ. На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления. На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. При этом отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. *(2) К примеру, на федеральном уровне социального партнерства обязанность Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Правительства РФ направлять в РТК проекты нормативных правовых и иных актов в сфере труда также установлена частью 1.3 ст. 108 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания РФ (далее - Регламент Госдумы) (утв. постановлением Госдумы от 22.01.1998 N 2134-II), п. 60.5 Регламента Правительства РФ (далее - Регламент Правительства РФ) (утв. постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 N 260). *(3) Полагаем, что к Актам в сфере труда, прежде всего, следует относить Трудовой кодекс РФ, иные федеральные законы и законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, а также перечисленные в части первой ст. 5 ТК РФ нормативные правовые акты органов исполнительной власти и местного самоуправления, содержащие нормы трудового права. *(4) То, что решения комиссий по регулированию социально-трудовых отношений по направленным им проектам Актов в сфере труда хотя и подлежат обязательному рассмотрению органами власти и местного самоуправления, но носят рекомендательный характер, зачастую дополнительно прописывается в региональных и муниципальных нормативных актах, регулирующих деятельность указанных комиссий, либо в регламентах работы соответствующих органов власти, местного самоуправления (см., например, п. 8 Порядка обеспечения условий для участия Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в разработке и (или) обсуждении проектов законов Республики Карелия, иных нормативных правовых актов Республики Карелия, других актов исполнительных органов Республики Карелия в сфере труда (утв. постановлением Правительства Республики Карелия от 16.05.2019 N 184-П), часть шестую ст. 57 Регламента Костромской областной Думы (утв. постановлением Костромской областной Думы от 18.06.2013 N 1940), п. 8 Порядка обеспечения условий для участия территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в разработке и (или) обсуждении проектов нормативных правовых актов и иных актов администрации Завитинского муниципального округа в сфере труда" (утв. постановлением администрации Завитинского муниципального округа Амурской области от 25.11.2022 N 1061). *(5) Ряд региональных нормативных правовых актов содержит аналогичные положения об учете мнения и предложений соответствующих организаций профсоюзов и их объединений при принятии законов и нормативных правовых актов субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих социально-трудовые права и интересы трудящихся (см., например, ст. 4 Закона Республики Ингушетия от 06.12.2022 N 65-РЗ "О регулировании отдельных вопросов в сфере деятельности профессиональных союзов в Республике Ингушетия", п. 1 ст. 11 Закона Республики Дагестан от 14.10.1997 N 17 "О профессиональных союзах", п. п. 2 , 3 ст. 10 Закона Республики Мордовия от 13.06.1996 N 22-З "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"). *(6) Вместе с тем в некоторых случаях закон обязывает органы власти именно согласовывать проекты конкретных Актов в сфере труда перед их принятием с профсоюзами и их объединениями. Так, например, в соответствии с частью третьей ст. 412 ТК РФ перечни минимума необходимых работ, обеспечиваемых в период проведения забастовок в различных отраслях (подотраслях) экономики (далее - Перечни работ), разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с соответствующими общероссийским профессиональными союзами. При этом в Правилах разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах (утв. постановлением Правительства РФ от 17.12.2002 N 901) прописана процедура такого согласования. В частности, согласно п. 5 данных Правил при наличии разногласий по Перечню работ руководитель федерального органа исполнительной власти должен обеспечить его обсуждение с профсоюзами с целью принятия взаимоприемлемого решения (в том числе путем создания согласительных комиссий с участием посредников). *(7) Во многом аналогичные положения предусматривают нормативные правовые акты субъектов РФ, регулирующие деятельность соответствующих организаций профсоюзов и их объединений (см., например, часть третью ст. 12 Закона Республики Крым от 29.12.2014 N 64-ЗРК/2014 "О профессиональных союзах", часть третью ст. 13 Закона Республики Татарстан от 18.01.1995 N 2303-XII "О профессиональных союзах").
|
Тема
См. также
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах