Особенности составления бухгалтерской отчетности при сложных формах проведения реорганизации
Под сложными формами реорганизации принято понимать сочетание возможных форм реорганизации юридических лиц, предусмотренных ст. 57 ГК РФ (см. также Приложение N 3 к приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@):
- разделение с одновременным присоединением;
- выделение с одновременным присоединением;
- разделение с одновременным слиянием;
- выделение с одновременным слиянием.
Правила формирования в бухгалтерской отчетности информации об осуществлении реорганизации юридических лиц установлены Методическими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденными приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н (далее - Методические указания) (п. 8 ч. 3 ст. 21, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ).
При сложных формах реорганизации бухгалтерская отчетность формируется в общем порядке, определенном Методическими указаниями, и на следующие даты (ч.ч. 3, 6 ст. 16 Закона N 402-ФЗ, п.п. 9, 17, 23 Методических указаний):
- организация, прекращающая свою деятельность, составляет последнюю бухгалтерскую отчетность на дату, предшествующую дате внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи (о возникших организациях - при реорганизации в формах слияния, разделения и преобразования, о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций - при реорганизации в форме присоединения);
- вновь возникшая организация должна составить первую (вступительную) бухгалтерскую отчетность по состоянию на дату её государственной регистрации.
При реорганизации в форме разделения или выделения, осуществляемой одновременно с реорганизацией в форме слияния или присоединения, первая (вступительная) бухгалтерская отчетность организации, создаваемой путем разделения или выделения, может являться одновременно её последней (заключительной) бухгалтерской отчетностью при единовременном выполнении условий (п. 9, п. 30, п. 38 Методических указаний):
- запись о прекращении деятельности организации, создаваемой путем реорганизации в форме разделения или выделения, производится одновременно с записью о государственной регистрации организации, создаваемой путем реорганизации в форме разделения или выделения;
- стоимость имущества (в соответствующей оценке), передаваемого по разделительному балансу*(1), являющемуся одновременно передаточным актом в соответствии с законодательством РФ, остается неизменной.
________________________________________________
*(1) С 01.09.2014 года в связи с принятием Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ понятие разделительного баланса в ГК РФ более не упоминается. При осуществлении таких форм реорганизации, как разделение и выделение, теперь требуется составлять передаточный акт, а не разделительный баланс, как это было ранее (п.п. 3 и 4 ст. 58 ГК РФ).
Несмотря на внесенные в ГК РФ изменения, норма ч. 4 ст. 16 Закона N 402-ФЗ, не говоря уже о Методических указаниях, никаких изменений не претерпела. По-прежнему, в обозначении периода, информация о котором должна войти в заключительную бухгалтерскую отчетность лиц, находящихся в процессе реорганизации, помимо передаточного акта, сохранено и понятие разделительного баланса. Полагаем, что впоследствии законодатель внесет в указанную норму необходимые технические правки.
Тем не менее, несмотря на то, что ГК РФ теперь не определяет вид документа, которым будет устанавливаться объем переходящих прав и обязанностей при осуществлении остальных форм реорганизации (слияние, присоединение, преобразование), исходя из того, что в этих случаях возможно только полное правопреемство, совершенно очевидно, что для целей бухгалтерского учета такой документ, в котором будут обозначены передаваемые стороной (сторонами) соответствующие активы и обязательства, должен быть. Но в отличие от передаточного акта, составленного в соответствии с требованиями ст. 59 ГК РФ, этот документ будет составлен исключительно для внутреннего пользования.
В качестве такого документа могут быть представлены:
- передаточный акт (акт приема-передачи);
- инвентаризационная опись по всем видам активов и обязательств (которая будет составлена по итогам инвентаризации, проводимой в связи с реорганизацией);
и т.п.
Определить вид документа, в котором будут зафиксированы все активы и обязательства, подлежащие передаче, а также его форму должен руководитель экономического субъекта, по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Это право предоставлено руководителю ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Не забудьте утвердить форму этого документа учетной политикой организации (п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").
Тема
Бухгалтерская отчетность при реорганизации (ликвидации) юридического лица
См. также
Подготовка к составлению годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности
Формирование заключительной бухгалтерской отчетности при реорганизации юридических лиц
Формирование первой (вступительной) отчетности при реорганизации юридических лиц
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет и отчетность" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность
При подготовке использованы авторские материалы, предоставленные Я. Бушуевой, Ю. Волковой, Е. Королевой, И. Лазаревой, И. Олейник, И. Разумовой, Д. Стрелковой, Е. Титовой и др.