Промежуточная отчетность
С 2013 года при составлении промежуточной отчетности необходимо руководствоваться положениями Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).
В силу ч. 4 ст. 13 Закона N 402-ФЗ формировать промежуточную отчетность в обязательном порядке необходимо в случаях, когда обязанность ее представления установлена:
1) законодательством Российской Федерации;
2) нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета;
3) договорами экономического субъекта;
4) учредительными документами экономического субъекта;
5) решениями собственника экономического субъекта.
Следовательно, если организация не подпадает ни под один из указанных выше случаев, то есть ни один из договоров с контрагентами, ни решение собственников, ни законодательство не устанавливает обязанности представления промежуточной отчетности, составлять ее не требуется.
До 01.09.2013 года обязанность составлять промежуточную отчетность сохранялась практически у каждой организации (см., например, постановление Третьего ААС от 04.10.2013 N 03АП-4525/13).
Основанием для этого являлась первоначальная редакция нормы ч. 4 ст. 13 Закона N 402-ФЗ, действовавшая с 01.01.2013 по 31.08.2013, которая предписывала составлять промежуточную отчетность в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами. Учитывая, что в соответствии с положениями ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ до утверждения федеральных стандартов требуется соблюдать правила составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, при решении вопроса о необходимости составления промежуточной отчетности организациям надлежало руководствоваться:
- п. 48 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организаций" (далее - ПБУ 4/99) (признан недействующим решением Верховного Суда РФ от 29.01.2018 N АКПИ17-1010);
- п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (признан недействующим решением Верховного Суда РФ от 29.01.2018 N АКПИ17-1010).
В соответствии с указанными нормами составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность следовало за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ. По сути, эти нормы основаны непосредственно на соответствующих положениях ранее действовавшего Закона о бухгалтерском учете (N 129-ФЗ) и практически буквально эти положения воспроизводят.
С 01.09.2013 года, как уже было отмечено выше, ч. 4 ст. 13 Закона N 402-ФЗ содержит закрытый перечень случаев, в которых составление промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является необходимым. При этом обязанность составления промежуточной отчетности напрямую увязана с обязанностью ее представления.
Так, например, промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность в обязательном порядке составляется:
- участниками рынка ценных бумаг, в случаях, установленных Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";
- субъектами страхового дела, обязанность представления квартальной отчетности которыми в орган страхового надзора установлена п. 4 ст. 28 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
Что касается составления промежуточной отчетности в случаях, когда обязанность ее представления установлена нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, то здесь необходимо отметить, что на сегодняшний день ни один из таких актов (ни ПБУ 4/99, ни Положение 34н) не содержит в себе какого-либо указания на обязательность ее представления. Единственная норма, которая об этом упоминает, это п. 52 ПБУ 4/99, из которого следует, что представление промежуточной бухгалтерской отчетности производится в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации или учредительными документами организации. Как видим, данное положение никоим образом не вступает в противоречие с действующей редакцией ч. 4 ст. 13 Закона N 402-ФЗ.
Таким образом, если представление промежуточной отчетности не установлено законодательно, то вопрос составлять или не составлять такую отчетность организация решает самостоятельно.
Между тем, обязанность составления промежуточной отчетности может быть вызвана, в частности:
- необходимостью раскрытия соответствующей информации перед акционерами (участниками);
- установленным порядком выплаты дивидендов (по итогам квартала, полугодия);
- предстоящим кредитованием организации. При этом Банк России рекомендует кредитным организациям включать в кредитные договоры условие о представлении с необходимой периодичностью промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности (письмо Банка России от 09.04.2013 N 41-1-3-9/672). А в некоторых кредитных договорах можно встретить даже условие о применении штрафных санкций в случае нарушения срока представления в банк промежуточной отчетности;
- заинтересованностью инвесторов при решении вопроса о финансировании новых проектов;
- участием в аукционах, конкурсах, тендерах и т.п.
Поэтому при решении вопроса о необходимости составления промежуточной отчетности организация должна взвесить все "за" и "против", руководствуясь при этом и принципом целесообразности (ведь вопросы кредитования, так же как и заключение договоров, в рамках которых контрагент может потребовать включить условие о представлении промежуточной отчетности, могут возникнуть не с начала года).
На наш взгляд, позволить себе не составлять промежуточную отчетность, вероятнее всего, могут только субъекты малого предпринимательства, не обремененные указанными выше обстоятельствами.
Помимо решения вопроса о необходимости составления промежуточной отчетности субъект определяет и периодичность ее составления. В отличие от ранее действовавшего закона о бухгалтерском учете, в котором периодичность составления промежуточной отчетности была определена достаточно четко (за месяц и квартал), норма ч. 5 ст. 13 Закона N 402-ФЗ определяет лишь само понятие промежуточной отчетности, указывая, что таковой является отчетность, которая составляется за отчетный период менее отчетного года. Поэтому организация может самостоятельно устанавливать период, за который такая отчетность будет составляться (месяц, квартал, полугодие), исходя из тех обязательств по предоставлению отчетности, которые у нее возникают в силу законодательства, договорных отношений, учредительных документов или решений собственника субъекта.
Периодичность составления рекомендуем отразить в учетной политике.
Составляется промежуточная отчетность с применением той же учетной политики, что и годовая.
Представлять такую отчетность в налоговые органы и в органы статистики с 01.01.2013 года не требуется.
Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, устанавливается федеральными стандартами (ч. 3 ст. 14 Закона N 402-ФЗ). Учитывая, что в настоящее время функции федеральных стандартов фактически исполняют ПБУ, при определении состава промежуточной отчетности следует руководствоваться положениями ПБУ 4/99.
Согласно п. 49 ПБУ 4/99 в состав промежуточной отчетности включают:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о финансовых результатах,
при условии, что иное не установлено законодательством РФ, учредителями (участниками) организации.
С учетом положений ч. 4 ст. 13 Закона N 402-ФЗ, добавим, что представление иных отчетных форм, поясняющих отдельные показатели деятельности организации (отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях капитала), в составе промежуточной отчетности должно осуществляться и в случае, когда такое требование будет установлено соответствующим договором (с банком, поставщиком и др.).
При этом представляемая всем пользователям бухгалтерская отчетность должна быть идентичной.
При формировании показателей отчетности, а также при ее представлении в установленные адреса, организации вправе применять типовые формы, утвержденные приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет и отчетность" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность
При подготовке использованы авторские материалы, предоставленные Я. Бушуевой, Ю. Волковой, Е. Королевой, И. Лазаревой, И. Олейник, И. Разумовой, Д. Стрелковой, Е. Титовой и др.