Инвентаризация для целей бухгалтерского учета
Активы и обязательства подлежат инвентаризации, в ходе которой выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (ч.ч. 1 и 2 ст. 11 Закона N 402-ФЗ).
Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением случаев обязательного проведения инвентаризации, которые устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами (ч. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ). Федеральными стандартами также устанавливаются требования к инвентаризации активов и обязательств (ч. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ). На сегодняшний день такие стандарты не утверждены, в связи с этим при проведении инвентаризации экономический субъект вправе руководствоваться следующими нормативными актами (ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ):
- Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение N 34н);
- Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания N 49);
- Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н;
- Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н;
- Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н;
- и др.
Так, согласно п. 27 Положения N 34н, п. 1.5 Методических указаний N 49 проведение инвентаризации обязательно:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества (см. также письмо Минфина России от 25.12.2015 N 07-01-12/76134);
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации;
- в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Порядок проведения инвентаризации подробно изложен в Методических указаниях N 49, из которых следует, что процесс инвентаризации можно разделить на три этапа:
1) подготовительный (издание приказа о проведении инвентаризации, создание инвентаризационной комиссии, определение сроков проведения инвентаризации и видов инвентаризируемых активов и обязательств);
2) основной (определение фактического наличия активов и обязательств путем подсчета, взвешивания, обмера и т.д., фиксация данных в инвентаризационных документах (ярлыках, описях, ведомостях), сопоставление фактических показателей с бухгалтерскими);
3) заключительный (оформление результатов инвентаризации (актов), принятие решений по результатам инвентаризации, их отражение в учете).
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни (в том числе проведение инвентаризации и отражение ее результатов) подлежит оформлению первичным учетным документом. С 1 января 2013 года все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются - лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения форм первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных форм экономические субъекты могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России. Таким образом, для документального оформления проведения инвентаризации и отражения ее результатов экономический субъект может разработать бланки первичной учетной документации на основе типовых форм, утвержденных постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88. Впрочем, бланки могут быть разработаны и на основе форм, прилагаемых к Методическим указаниям N 49. Главное, чтобы они содержали все необходимые реквизиты, установленные в п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (ч. 4 ст. 11 Закона N 402-ФЗ).
Тема
Федеральное регулирование бухгалтерского учета
См. также
Учет излишков товаров, выявленных при инвентаризации
Учет при инвентаризации денежных средств в кассе
Учет доходов в виде стоимости излишков, выявленных при инвентаризации
Стоимость излишков, выявленных в результате инвентаризации (в целях налогообложения прибыли)
Активы для целей бухгалтерского учета
Обязательства для целей бухгалтерского учета
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет и отчетность" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность
При подготовке использованы авторские материалы, предоставленные Я. Бушуевой, Ю. Волковой, Е. Королевой, И. Лазаревой, И. Олейник, И. Разумовой, Д. Стрелковой, Е. Титовой и др.