Содержание и ремонт лифтов в многоквартирном доме
Если МКД оборудован лифтами, то за их содержание и ремонт - в составе платы за содержание и ремонт общего имущества дома - должен платить каждый собственник помещения в этом доме:
- лифты, лифтовые шахты входят в состав общего имущества МКД и принадлежат собственникам помещений в доме на праве общей долевой собственности (п. 1 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, пп. "а" п. 2 Правил N 491),
- обязанность участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество предусмотрена ч. 1 ст. 158 ЖК РФ,
- обязанность реализуется путем внесения платы за содержание жилого помещения, а в состав этой платы входит, в том числе, плата за содержание и текущий ремонт общего имущества (п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).
В расходах на содержание лифтового оборудования участвуют все собственники независимо от расположения их помещений в доме, так как данные расходы не являются расходами за пользование лифтами как средствами транспортировки граждан и грузов (см. письмо Минрегионразвития России от 06.03.2009 N 6177-АД/14, решение ВС РФ от 26.05.2005 N ГКПИ05-588, определение ВС РФ от 20.04.2016 N 117-АПГ16-2).
Пункт 3 Правил содержания лифтов (утв. постановлением Правительства РФ от 20.10.2023 N 1744) прямо указывает на УК МКД как на "владельца объекта", то есть лифта, и именно его обязывает к ряду обязательных мер. Аналогичные положения содержатся в п. 5.10.2 Правил техэксплуатации жилья (утв. постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170): УК - это эксплуатирующая организация. И хотя определенную часть соответствующих "лифтовых" работ может выполнять только специализированная организация (п. 5.10.1 Правил техэксплуатации жилья, определение специализированной организации утвреждено последним абзацем п. 3 Правил содержания лифтов N 1744), однако именно УК МКД отвечает за соответствие лифтового оборудования требованиям ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов" и ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования", и именно она будет наказана, если в работе лифтов обнаружатся неисправности (постановления ВС РФ от 27.03.2018 N 25-АД18-2, Одиннадцатого ААС от 22.03.2019 N 11АП-1050/19, Шестого ААС от 29.08.2017 N 06АП-3992/17, Девятого ААС от 29.08.2016 N 09АП-36508/16). Ответственность наступает по ст. 9.1.1 КоАП РФ (Нарушение требований к организации безопасного использования и содержания лифтов; за простое нарушение требований - штраф до 40 тыс. руб, а за нарушение с угрозой жизни и здоровью - штраф до 350 тыс. руб. или приостановление деятельности).
При этом УК должна не только применять требования упомянутых техрегламентов (п. 4 Правил содержания лифтов), но и иметь в виду требования ряда ГОСТ - они указаны в Перечнях стандартов, содержащих правила и методы осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования (утв. решениями Коллегии ЕАЭК от 29.05.2018 N 93 и Комиссии ТС от 18.10.2011 N 823).
Согласно п. 22 Минимального перечня работ в МКД (утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290), в целях надлежащего содержания и ремонта лифтов необходимо:
1) организовать систему диспетчерского контроля и обеспечение диспетчерской связи с кабиной лифта;
2) проводить осмотры, техническое и аварийное обслуживание и ремонт лифтов (о содержании технического обслуживания лифта см. п. 160 ГОСТ 33605-2021 "Лифты. Термины и определения"), о расходах на эти мероприятия см. информацию Ростехнадзора от 07.10.2024 "Кто должен обслуживать лифты";
3) проводить техническое освидетельствование лифтов, в том числе после замены элементов оборудования.
См. также справку о периодичности работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД.
Для обеспечения содержания лифтов в исправном состоянии, их безопасной эксплуатации и выполнения указанных работ УК МКД обязана - в течение первого же месяца "своего" управления МКД - заключить со специализированной лифтовой организацией договор на техническое обслуживание и ремонт лифтов, в том числе на диспетчерский контроль за лифтовым оборудованием, техническое обслуживание диспетчеризации (см. п. 14 ГОСТ 33605-2021, письмо Федерального агентства по строительству и ЖКХ от 14.02.2007 N ОС-501/03, определение Севастопольского горсуда от 15.02.2016 по делу N 33-26/2016, постановление Девятнадцатого ААС от 27.02.2014 по делу А48-2964/2013). Более того, заключение этого договора является лицензионным требованием к УК МКД (пп "а" п. 3 Положения о лицензировании УК МКД, утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110), а его незаключение - грубым нарушением лицензионных требований (пп. "в" п. 4.1 Положения о лицензировании УК МКД). Напомним, наказание за грубое нарушение лицтребований - это штраф от 300 000 до 350 000 руб для УК и штраф в 100 000 - 250 000 руб или дисквалификация для руководителя УК (ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ). А за повторное грубое нарушение, связанное с отсутствием договора на техобслуживание лифтов, УК МКД может вообще лишиться всех своих управляемых домов (абз. 2 п. 4.2 Положения о лицензировании УК МКД).
Возможна ситуация, когда договор на содержание и ремонт лифтов может быть заключен непосредственно между собственниками и специализированной лифтовой организацией на основании решений общего собрания собственников:
- о выборе этой организации в качестве обслуживающей организации по содержанию и ремонту лифтов;
- об утверждении договора на содержание и ремонт лифтов.
При этом собственники должны также принять решение о невключении лифтового оборудования в перечень общего имущества, содержание и ремонт которого по договору управления домом возложено на управляющую организацию (см. постановления Второго ААС от 16.02.2017 N 02АП-11505/16, от 09.02.2017 N 02АП-11500/16).
Надзор в области безопасного использования и содержания лифтов и подъемных платформ в МКД осуществляется Ростехнадзором (п. 1 ч. 1 ст. 135.1 Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ, Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, утв. постановлением Правительства РФ от 16.02.2023 N 241).
Предметом данного надзора являются:
- соблюдение требований об обязательносм страховании, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 5 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте";
- соблюдение порядка организации безопасного использования и содержания лифтов и подъемных платформ, установленного в соответствии с ч. 10 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ,
- соблюдение требований норматтивных правовых актов, перечисленных в подп. в" п. 3 Положения о федеральном надзоре в области безопасного использования лифтов.
Установлены индикаторы риска нарушения обязательных требований (приказ Ростехнадзора от 17.02.2023 N 72), это в том числе отсутствие в реестре опасных технических устройств здания и сооружения сведений лифте, установленном на объекте капстроительства, более 20 рабочих дней со дня ввода такого объекта капстроительства в эксплуатацию, и отсутствие сведений о выводе из эксплуатации установленного в МКД и отработавшего назначенный срок службы лифта, ,свидетельствующих о прекращении его использования в связи с демонтажем или с целью последующего проведения модернизации, более 30 календарных дней с даты истечения назначенного срока службы.
Об осуществлением надзора за исполнением положений ранее действующих Правил эксплуатации лифтов N 743 (аналогичны действующим Правилам N 1744) и ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов" см. письмо Минстроя России от 16.03.2021 N 6148-ОГ/04.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Энциклопедия решений. Управляющие компании в многоквартирных домах" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб, юристов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Управляющие компании в многоквартирных домах
При подготовке раздела "Энциклопедия решений. Управление многоквартирными домами" использованы авторские материалы, предоставленные В. Глебовым, Е. Парасоцкой, И. Разумовой
См. информацию об авторах