Права управляющей организации - исполнителя коммунальных услуг
Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), управляющая организация как лицо, предоставляющие потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг.
В соответствии с п. 32 Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг имеет право:
1) требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги (см. решение ВС РФ от 29.01.2014 N АКПИ13-1207, апелляционное определение СК по гражданским делам ВС Республики Татарстан от 31.10.2016 по делу N 33-18745/2016), а также в случаях, установленных федеральными законами и договором управления домом, - уплаты неустоек (штрафов, пеней) (см. апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 30.05.2016 по делу N 33-6493/2016);
2) требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще одного раза в 3 месяца, в помещение, занимаемое потребителем, представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время (см. также пп. "е" п. 34 Правил N 354, апелляционные определения СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 14.02.2017 по делу N 33-2298/2017, СК по административным делам Тверского областного суда от 17.03.2015 N 33-952);
3) требовать от потребителя полного возмещения убытков, возникших по его вине, в случае невыполнения обязанности допускать в занимаемое им помещение представителей исполнителя (см. также пп. "е" п. 34 Правил N 354);
4) не чаще одного раза в 3 месяца проверять достоверность передаваемых потребителем сведений о показаниях индивидуальных приборов учета путем посещения помещений, в которых установлены эти приборы учета, а также не чаще одного раза в месяц проверять состояния указанных приборов учета в случае их установки вне помещений в месте, доступ исполнителя к которому может быть осуществлен без присутствия потребителя;
5) устанавливать при вводе прибора учета в эксплуатацию или при последующих плановых (внеплановых) его проверках контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;
6) приостанавливать или ограничивать подачу потребителю коммунальных ресурсов;
7) привлекать на основании договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства РФ о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя для:
- снятия показаний индивидуальных и общедомовых приборов учета;
- доставки платежных документов потребителям;
- начисления платы за коммунальные услуги и подготовки платежных документов потребителям;
8) устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в жилом помещении потребителя, в случае если это помещение не оборудовано индивидуальными приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составлять акт об установлении количества таких граждан.
Факт временного проживания граждан в жилом помещении может подтверждаться данными о фактическом потреблении электроэнергии, свидетельскими показаниями соседей, записями видеокамер в подъезде дома, активными сессиями доступа в интернет и т.п. (см. апелляционное определение Московского городского суда от 06.05.2014 N 33-15901/14);
9) устанавливать и вводить в эксплуатацию общедомовые приборы учета холодной и горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии в многоквартирных домах, не оснащенных такими приборами учета;
10) уведомлять потребителя о наличии задолженности по оплате коммунальных услуг или задолженности по уплате неустоек (штрафов, пеней) посредством передачи смс-сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), посредством размещения на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо посредством передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
11) осуществлять иные права, предусмотренные жилищным законодательством РФ (ст. 5 ЖК РФ) и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, оказывать услуги за плату. Потребитель может отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы (п. 158 Правил N 354).
Тема
Деятельность управляющей организации в качестве исполнителя коммунальных услуг
См. также
Обязанности управляющей организации - исполнителя коммунальных услуг
Практическая ситуация
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Энциклопедия решений. Управляющие компании в многоквартирных домах" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб, юристов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Управляющие компании в многоквартирных домах
При подготовке раздела "Энциклопедия решений. Управление многоквартирными домами" использованы авторские материалы, предоставленные В. Глебовым, Е. Парасоцкой, И. Разумовой
См. информацию об авторах