Стороны договора перевозки
Сторонами договора перевозки груза являются перевозчик и грузоотправитель (п. 1 ст. 785 ГК РФ). Сторонами договора перевозки пассажира выступают перевозчик и пассажир (п. 1 ст. 786 ГК РФ).
Перевозчиком может быть как юридическое лицо, так и гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя (далее - ИП), если деятельность этого гражданина связана с систематическим получением прибыли от оказания услуг по перевозке, то есть, является предпринимательской (п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Требований к организационно-правовой форме, в которой должно быть зарегистрировано юридическое лицо - перевозчик, законодательство не предъявляет. Однако следует помнить, что некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям (п. 4 ст. 50 ГК РФ).
Грузоотправителем может быть как организация или ИП, так и гражданин, не зарегистрированный в качестве ИП.
В ряде случаев перевозчик должен иметь лицензию на осуществление деятельности в области перевозок. Получения лицензии требуют виды деятельности, перечисленные в п.п. 20 - 26 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
На юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют перевозки на основании договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа, распространяются обязанности, предусмотренные для лиц, эксплуатирующих транспортные средства, например, ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (см. п. 3 постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 N 26, далее - Постановление N 26).
Грузополучатель не является стороной договора перевозки. Тем не менее он участвует в отношениях по перевозке, поскольку является лицом, управомоченным на получение груза (п. 1 ст. 785 ГК РФ).
В доставке груза до места назначения могут принимать участие и иные лица. Статья 799 ГК РФ предусматривает, что между организациями различных видов транспорта могут заключаться договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и другие), порядок заключения которых определяется транспортными уставами и кодексами, другими законами и иными правовыми актами. Например, узловыми соглашениями могут регулироваться порядок взаимодействия, права, обязанности операторов морских терминалов и перевозчиков морского, железнодорожного, автомобильного и иных видов транспорта при оказании услуг по перевалке грузов в морском порту (ч. 1, 2 ст. 27 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации...").
Кроме того, перевозчик груза по общему правилу может возложить исполнение своих обязательств по договору на третье лицо, если из самого договора не вытекает его обязанность исполнить их лично (ст. 313 ГК РФ). В этом случае он сам выступит в качестве грузоотправителя, заключив с третьим лицом договор перевозки. Однако, поскольку третье лицо не вступает в отношения по первоначальному договору перевозки, обязанным перед грузоотправителем остается перевозчик (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.04.2009 N А58-3698/08-Ф02-1159/2009, ФАС Уральского округа от 12.05.2003 N Ф09-1115/2003ГК).
По договору перевозки пассажиров и багажа ответственным за вред, причиненный пассажиру в процессе перевозки, может являться как лицо, заключившее договор перевозки от своего имени, так и иное лицо, если из обстоятельств заключения договора (например, рекламные вывески, информация на сайте в сети "Интернет", переписка сторон при заключении договора и т.п.) у добросовестного гражданина-потребителя могло сложиться мнение, что договор перевозки заключается непосредственно с этим лицом, а фактический перевозчик является его работником либо третьим лицом, привлеченным к исполнению обязательств по перевозке (п. 18 Постановления N 26). То есть при определенных обстоятельствах требования, вытекающие из договора перевозки, могут быть предъявлены пассажиром не только перевозчику.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах