Претензии и иски по перевозкам грузов
До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом (п. 1 ст. 797 ГК РФ).
Срок, в течение которого можно обратиться к перевозчику с претензией, установлен транспортными уставами и кодексами.
Так, при перевозках грузов автомобильным транспортом претензия может быть предъявлена перевозчику (фрахтовщику) в письменной форме по месту его нахождения в течение 1 года со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии (ст. 42 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта").
При перевозках железнодорожным транспортом претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение 6 месяцев, а претензии в отношении штрафов и пеней - в течение 45 дней с момента наступления обстоятельств, перечисленных в ст. 123 УЖТ, которые являются основанием для предъявления претензии.
При перевозках грузов иными видами транспорта установлены следующие сроки предъявления претензий к перевозчику:
- в течение срока исковой давности, составляющего 1 год, - по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза (ст. 406, п. 1 ст. 408 Кодекса торгового мореплавания РФ, далее - КТМ РФ);
- в течение срока исковой давности, составляющего 1 год, - по требованиям, возникающим в связи с осуществлением перевозок грузов внутренним водным транспортом (п. 3 ст. 164 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, далее - КВВТ РФ);
- в течение 6 месяцев при внутренних воздушных перевозках грузов (п. 1 ст. 126 Воздушного кодекса РФ, далее - ВК РФ);
При международных воздушных перевозках претензия предъявляется:
- в случае повреждения (порчи) багажа или груза - не позднее чем через 14 дней со дня его получения;
- в случае просрочки доставки багажа или груза - в течение 21 дня со дня передачи багажа или груза в распоряжение лица, имеющего право на его получение;
- в случае утраты багажа, груза или почты - в течение 18 месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки (ст. 127 ВК РФ).
Момент начала исчисления срока, в течение которого может быть предъявлена претензия, определяется (соответственно виду транспорта) по правилам п. 2 ст. 408 КТМ РФ, п. 4 ст. 161 КВВТ РФ, п. 1 ст. 126 ВК РФ).
Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в 30-дневный срок. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в 1 год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами (п.п. 2, 3 ст. 797 ГК РФ).
В отличие от перевозок иными видами транспорта, при которых начало срока предъявления претензии привязывается к началу срока течения исковой давности, при воздушных перевозках грузов срок исковой давности начинает течь не со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий, а со следующего дня после получения грузоотправителем или грузополучателем ответа об отказе или о частичном удовлетворении претензии, в случае неполучения такого ответа - через сорок пять дней после получения претензии перевозчиком, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты (п. 2 ст. 128 ВК РФ).
Отметим, что в соответствии со ст. 165.1 ГК РФ (внесена в ГК РФ Федеральным законом от 07.05.2013 N 100-ФЗ, вступившим с силу с 01.09.2013) правовые последствия любого юридически значимого сообщения, к которому может быть отнесена и претензия, по общему правилу наступают для его получателя с момента доставки такого сообщения ему или его представителю. При этом сообщение считается доставленным и в том случае, если адресат не получил его или не ознакомился с ним по зависящим от него обстоятельствам. Иные правила могут быть предусмотрены законом или условиями сделки или следовать из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах