Существенные условия договора купли-продажи при приватизации по Закону N 178-ФЗ
Отчуждение государственного или муниципального имущества, осуществляемое в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации), оформляется договором купли-продажи (п. 1 ст. 32 этого закона), для которого п. 2 ст. 32 Закона о приватизации предусмотрены следующие существенные условия:
- сведения о сторонах договора*(1);
- наименование государственного или муниципального имущества*(2);
- место нахождения государственного или муниципального имущества;
- состав и цена государственного или муниципального имущества*(3);
- количество акций акционерного общества, их категория или размер доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью (если продаются акции или доли);
- порядок и срок передачи государственного или муниципального имущества в собственность покупателя*(4);
- форма и сроки платежа за приобретенное имущество*(5);
- условия, в соответствии с которыми указанное имущество было приобретено покупателем;
- порядок осуществления покупателем полномочий в отношении указанного имущества до перехода к нему права собственности на указанное имущество;
- сведения о наличии в отношении продаваемых здания, строения, сооружения или земельного участка обременения (в том числе публичного сервитута), сохраняемого при переходе прав на указанные объекты;
- иные условия, обязательные для выполнения сторонами такого договора в соответствии с Законом о приватизации, а также иные условия, установленные сторонами такого договора по взаимному соглашению.
При этом обязательства покупателя в отношении приобретаемого государственного или муниципального имущества должны иметь сроки их исполнения, а также определяемую в соответствии с законодательством Российской Федерации стоимостную оценку, за исключением некоторых обязательств (абзац 6 п. 2 ст. 32 Закона о приватизации). Отсутствие в договоре указания на такие сроки свидетельствует о его незаключенности (постановление Двадцатого ААС от 21.06.2016 N 20АП-3056/16).
В отличие от общего правила, предусмотренного для договоров купли-продажи положениями ГК РФ (п. 1 ст. 223, ст. 224, ст. 458 ГК РФ), при приватизации право собственности на приобретаемое государственное или муниципальное имущество переходит к покупателю только после полной оплаты (п. 3 ст. 32 Закона о приватизации), кроме случаев продажи недвижимости (п. 4 той же статьи) и предоставления рассрочки (п. 5 ст. 35 Закона о приватизации).
Для отдельных случаев приватизации Законом о приватизации предусмотрены дополнительные существенные условия. К ним отнесены:
- для договора, определяющего отношения, возникающие в процессе продажи акций акционерных обществ посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами, - сведения, указанные в решении о продаже акций акционерных обществ посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами (п. 3 ст. 21 Закона о приватизации);
- договор купли-продажи государственного или муниципального имущества, заключаемый по результатам проведения конкурса, должен содержать: условия конкурса, формы и сроки их выполнения; порядок подтверждения победителем конкурса выполнения условий конкурса; порядок осуществления контроля за выполнением победителем конкурса условий конкурса; ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору купли-продажи в виде неустойки за невыполнение победителем конкурса условий, а также ненадлежащее их выполнение, в том числе нарушение промежуточных или окончательных сроков выполнения таких условий и объема их выполнения, в размере цены государственного или муниципального имущества; другие условия, предусмотренные ст. 29, ст. 30.5, ст. 30.3 Закона о приватизации в случае проведения конкурса в отношении объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия; сетей газораспределения, сетей газопотребления и объектов таких сетей; в отношении объектов речного порта соответственно;
- договор, предусматривающий отчуждение объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, в порядке приватизации, должен содержать в качестве существенного условия обременение приватизируемого объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, обязанностью нового собственника по выполнению требований охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а при отсутствии данного охранного обязательства - требований иного охранного документа, предусмотренного пунктом 8 статьи 48 указанного Федерального закона. При этом, в случае приватизации объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, путем продажи на конкурсе, кроме упомянутого условия, договор должен содержать следующие существенные условия: об обязанности нового собственника объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, выполнить в срок и в полном объеме условия конкурса; о расторжении договора купли-продажи в случае нарушения новым собственником объекта культурного наследия предусмотренных п. 3 ст. 29 Закона о приватизации и (или) абзацем десятым п. 5 ст. 29 Закона о приватизации существенных условий договора (п. 3, п. 5 ст. 29 Закона о приватизации);
- договор купли-продажи объекта речного порта, за исключением объекта речного порта, не востребованного в качестве объекта инфраструктуры внутреннего водного транспорта, должен содержать в качестве существенного условия обременение объекта речного порта обязательством по использованию его в соответствии с целями, указанными в абзаце первом п. 1 ст. 30.3 Закона о приватизации. Кроме того, договор купли-продажи объекта речного порта, находящегося в неудовлетворительном состоянии, должен содержать существенные условия об обязанности нового собственника объекта речного порта, находящегося в неудовлетворительном состоянии, в установленный договором купли-продажи срок привести объект речного порта в надлежащее состояние и о расторжении договора купли-продажи объекта речного порта, находящегося в неудовлетворительном состоянии, в случае нарушения новым собственником такого срока (п. 3 ст. 30.3 Закона о приватизации);
- договор купли-продажи объекта газоснабжения должен содержать в качестве существенного условия обременение объекта газоснабжения эксплуатационными обязательствами, а также существенное условие о праве органа, уполномоченного на осуществление функций по приватизации объектов газоснабжения, расторгнуть договор купли-продажи объекта газоснабжения в случае существенного нарушения предусмотренных п. 4 ст. 30.5 Закона о приватизации эксплуатационных обязательств (п. 3, п. 14 ст. 30.5 Закона о приватизации);
- оформленные в соответствии со ст. 30.1 Закона о приватизации условия инвестиционных и эксплуатационных обязательств (для договоров купли-продажи объектов, указанных в п. 8 ст. 30.1 Закона о приватизации);
- в качестве существенного условия сделки по приватизации помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, исключительно посредством которого обеспечиваются проход, доступ в иные помещения в здании, сооружении, предусматривается установление публичного сервитута для обеспечения прохода, доступа в иные помещения, который подлежит государственной регистрации одновременно с государственной регистрацией прав на приватизируемое помещение. Данный публичный сервитут не может быть установлен в случае, если проход, доступ в иные помещения в здании, сооружении могут обеспечиваться посредством помещений, являющихся общим имуществом в таких здании, сооружении. Решение об установлении обременения, в том числе публичного сервитута, принимается одновременно с принятием решения об условиях приватизации государственного или муниципального имущества. Обременение, в том числе публичный сервитут, в случаях, если об их установлении принято соответствующее решение, является существенным условием сделки приватизации (п. 3.1, п. 4 ст. 31 Закона о приватизации);
- в случае обременения государственного или муниципального имущества публичным сервитутом и (или) ограничениями, предусмотренными настоящим Законом о приватизации) и (или) иными федеральными законами, существенным условием договора купли-продажи такого имущества, заключаемого на аукционе, является обязанность покупателя соблюдать условия указанного обременения (п. 14 ст. 18 Закона о приватизации).
______________________________
*(1) Покупателями могут быть любые физические и юридические лица, кроме категорий лиц, перечисленных в ст. 5 Закона о приватизации. Ограничения в ряде случаев могут устанавливаться для иностранных лиц (см., например, п. 5 ст. 2 Федерального закона от 04.06.2018 N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств"). От имени публично-правового образования функции продавца выполняют уполномоченные органы и юридические лица (см., например, ст. 6 Закона о приватизации, п. 1 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432; Перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 25.10.2010 N 1874-р).
*(2) Отметим, что предметом договора купли-продажи не может быть имущество, указанное в п. 2 ст. 3 Закона о приватизации. Не могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, используемые по назначению объекты, упомянутые в п. 1 ст. 30 Закона о приватизации, Кроме того, приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 3 Закона о приватизации). Определенные запреты на приватизацию отдельных видов имущества установлены также специальными нормами отраслевого законодательства (см., например, ч. 7 ст. 37 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", ст. 24 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи").
*(3) Начальная цена подлежащего приватизации имущества устанавливается в случаях, предусмотренных Закон о приватизации, в соответствии с законодательством РФ, регулирующим оценочную деятельность, при условии, что со дня составления отчета об оценке объекта оценки до дня размещения на www.torgi.gov.ru информационного сообщения о продаже государственного или муниципального имущества прошло не более чем 6 месяцев (ст. 12 Закона о приватизации, ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
*(4) Указанные сроки устанавливаются в соответствии с требованиями Закона о приватизации (см. п. 15 ст. 18, п. 7 ст. 19, п. 16 ст. 20, п. 14 ст. 23, п. 5 ст. 35 Закона о приватизации).
*(5) Оплата приобретаемого покупателем государственного или муниципального имущества производится единовременно или в рассрочку. Срок рассрочки не может быть более чем один год. Порядок оплаты имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (п. 1, п. 7 ст. 35 Закона о приватизации).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах