Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках системы "Зеленая карта"
Действие национального законодательства о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств ограничено территорией соответствующего государства. Страхование ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в одном государстве и временно используемых на территории другого государства, осуществляется на основании законодательства последнего или в рамках международных систем страхования.
Одной из наиболее развитых международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств является система "Зеленая карта", охватывающая европейские страны, а также ряд иных государств. В этой системе участвует и Российская Федерация.
С 5 апреля 2022 г. прекращено действие российских "зеленых карт" на территории Украины и украинских - на территории России, независимо от даты их выдачи и указанного в них срока действия. Претензии по страховым случаям, произошедшим ранее указанной даты, урегулируются в стандартном порядке.
Начиная с 1 июня 2023 г. аналогичным образом на взаимной основе прекращено действие "зеленых карт" в отношениях между Россией и странами Европейского союза, а также Швейцарией и Великобританией.
С 30 июня 2023 г. членство Российского союза автостраховщиков в системе "Зеленая карта" приостановлено. В связи с этим российские страховщики более не вправе выдавать страховые сертификаты для поездок в другие страны системы и для въезда в них необходимо приобретать национальные полисы приграничного страхования.
Действие ранее выданных сертификатов прекращено с 30 июня 2023 г. независимо от указанного в них срока страхования. Зеркально прекращено действие иностранных "зеленых карт" на территории России. Страховые случаи, произошедшие до 29 июня 2023 г. включительно, урегулируются в стандартном порядке (исключением, как отмечено, являются страны Евросоюза, Швейцария и Великобритания, с которыми соглашения о признании "зеленых карт" не действуют с 1 июня 2023 г.).
В отношениях с Беларусью, Азербайджаном и Турцией заключены соглашения, обеспечивающее непрерывность взаимного трансграничного страхования после 30 июня 2023 г.
С 1 июля 2024 г. в отношениях с Республикой Беларусь применяются сертификаты "Синяя карта" на условиях, аналогичных правилам действия "зеленых карт"*(1).
Правовой основой системы "Зеленая карта" является приложение N 1 к Сводной резолюции об облегчении международных автомобильных перевозок (RE4) в редакции, принятой на 66-й сессии Комитета по внутреннему транспорту Экономической комиссии ООН для Европы 17-19 февраля 2004 года. Отношения по страхованию в рамках системы "Зеленая карта" регулируются и другими источниками, в том числе правилами профессиональной деятельности, устанавливаемыми национальным страховым бюро "Зеленой карты" (см. абзац пятый п. 2 ст. 25, пп. "н" п. 1 ст. 26, п. 2, 3 и 9 ст. 31 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", далее - Закон об ОСАГО). В Российской Федерации функции такого бюро выполняет Российский союз автостраховщиков (см. распоряжение Правительства РФ от 19.03.2008 N 337-р)*(2).
Страхование в рамках системы "Зеленая карта" гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Российской Федерации, осуществляется путем заключения владельцем транспортного средства до пересечения Государственной границы соответствующего договора со страховщиком, включенным в перечень, который ведет РСА (см. п. 1, 5 и 8 ст. 31 Закона об ОСАГО). Заключение договора удостоверяется страховым сертификатом, форма которого устанавливается РСА в соответствии с принятыми в системе образцами. Страховой сертификат подтверждает осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства на территории всех государств, применяющих систему "Зеленая карта", если в самом сертификате не указано иное.
Страхование в рамках системы "Зеленая карта" не освобождает владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Российской Федерации, от заключения договора ОСАГО в соответствии с российским законодательством.
Предельные (минимальные и максимальные) размеры страховых тарифов, их структура и порядок применения при определении страховой премии для российских страховщиков, уполномоченных осуществлять страхование в рамках системы "Зеленая карта", устанавливаются РСА по согласованию с Банком России (см. пп. "н" п. 1 и п. 1.1 ст. 26, пп. "в" п. 9 ст. 31 Закона об ОСАГО).
Правила системы "Зеленая карта" не устанавливают самостоятельных требований к объему обязательств страховщика. При наступлении страхового случая страховое возмещение производится в размере и на условиях, предусмотренных законодательством страны, на территории которой был причинен вред (см., например, п. 2 ст. 31 Закона об ОСАГО).
Лицо, которому причинен вред при использовании транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве, гражданская ответственность владельцев которого застрахована в рамках системы "Зеленая карта", обращается с требованием о возмещении вреда в национальное бюро "Зеленой карты" по месту причинения вреда, которое, в свою очередь, направляет данное требование страховщику, являющемуся представителем (агентом) национального бюро, либо представителем (корреспондентом) иностранного страховщика, выдавшего страховой сертификат, а при отсутствии таковых урегулирует претензию потерпевшего самостоятельно.
______________________________
*(1) Подробнее см. на сайте профессионального объединения страховщиков ОСАГО - Российского союза автостраховщиков (РСА).
*(2) С соответствующими документами и дополнительной информацией можно ознакомиться на сайте РСА.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах