Ответственность сторон по договору энергоснабжения
Обязательства, в том числе возникшие из договора, должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (п. 2 ст. 307, ст. 309 ГК РФ).
Общие положения об ответственности по договору энергоснабжения предусмотрены ст. 547 ГК РФ.
Так, в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб. Под реальным ущербом понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (п. 2 ст. 15, п. 1 ст. 547 ГК РФ).
По смыслу приведенного положения оно представляет собой один из примеров, когда закон ограничивает право на полное возмещение убытков (п. 2 ст. 393, п. 1 ст. 400 ГК РФ) - нарушение обязательств по договору энергоснабжения может повлечь за собой взыскание реального ущерба, но не упущенной выгоды (см. определение ВС РФ от 16.12.2016 N 308-ЭС16-18013, постановление АС Центрального округа от 10.02.2020 N Ф10-6681/19).
Для того, чтобы требование о возмещении реального ущерба было удовлетворено судом, заинтересованное лицо должно доказать совокупность следующих обстоятельств:
- факт неисполнения или ненадлежащего исполнения договорного обязательства (противоправность);
- наличие убытков (вреда);
- причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением договорного обязательства и убытками.
Отсутствие хотя бы одного из элементов состава гражданского правонарушения исключает возможность привлечения к имущественной ответственности (постановления АС Поволжского округа от 25.01.2022 N Ф06-12918/21, АС Центрального округа от 25.11.2021 N Ф10-5276/21, АС Уральского округа от 04.02.2020 N Ф09-8696/19).
Перечень доказательств, которые могут быть представлены в обоснование заявленных требований, зависит от конкретной ситуации. Например, наличие и размер ущерба в виде расходов на ремонт оборудования, поврежденного вследствие перепада напряжения в электросети, могут быть подтверждены актом осмотра технического состояния, договором и сметой на ремонтные работы, актами выполненных работ, счетами-фактурами на их оплату. Убытки в размере стоимости продукции, потребительские свойства которой утрачены вследствие прекращения подачи энергии, могут быть подтверждены, в частности, документами, подтверждающими приобретение продукции (например, товарно-транспортной накладной), актами на списание, экспертным заключением торгово-промышленной палаты и т.д.
Энергоснабжающая организация не вправе ограничивать подачу электроэнергии иным потребителям, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства абонента, нарушившего обязанности по договору энергоснабжения. Если в отношении такого абонента вводится ограничение режима потребления электроэнергии, для иных потребителей должно быть обеспечено энергоснабжение исходя из предельного объема потребления ими электроэнергии (абзацы первый и второй п. 3, п.п. 5, 6 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, далее - Постановление N 442). При необоснованном прекращении подачи электроэнергии таким потребителям энергоснабжающая организация обязана возместить им причиненные убытки.
По общему правилу энергоснабжающая организация вправе прекратить или ограничить подачу энергии только предупредив об этом абонента. Исключение составляет перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии в связи с предотвращением или ликвидацией аварий (п. 3 ст. 546 ГК РФ). Нарушение этого требования рассматривается как ненадлежащее исполнение энергоснабжающей организацией обязательств по договору энергоснабжения, что влечет за собой ответственность в виде возмещения ущерба (п. 5 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 N 30).
Если в результате регулирования режима потребления энергии, осуществленного на основании закона или иных правовых актов, допущен перерыв в подаче энергии абоненту, энергоснабжающая организация несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при наличии ее вины (п. 2 ст. 547 ГК РФ). Эта норма по существу предусматривает исключение из общего правила, согласно которому наличие или отсутствие вины в нарушении обязательства лицом, которое осуществляет предпринимательскую деятельность, не является значимым обстоятельством; такое лицо несет ответственность во всех случаях, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Поэтому энергоснабжающая организация освобождается от ответственности перед потребителем при отсутствии вины в прекращении подачи энергии, например, если перерыв в энергоснабжении был обусловлен необходимостью принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий (см. постановление Второго ААС от 09.04.2018 N 02АП-914/18).
Однако вопрос о наличии или отсутствии вины энергоснабжающей организации при таких обстоятельствах решается различным образом, в зависимости от особенностей спорной ситуации. Зачастую суды не рассматривают аварийную ситуацию как обстоятельство, освобождающее энергоснабжающую организацию от ответственности за нарушение режима подачи энергии, указывая, в частности, что аварийные ситуации на энергообъектах, посредством которых потребители обеспечиваются электроэнергией, являются рисками гарантирующего поставщика, обусловленными особенностями его деятельности по энергоснабжению, и не относятся к обстоятельствам непреодолимой силы, влекущим освобождение его от ответственности (см., например, постановление АС Дальневосточного округа от 30.12.2014 N Ф03-5711/14).
Энергоснабжающая организация и абонент, с учетом закрепленного в гражданском законодательстве принципа свободы договора (п. 2 ст. 1, ст. 421 ГК РФ), не лишены права предусмотреть в договоре энергоснабжения иные меры ответственности, помимо возмещения реального ущерба. Например, договор может содержать условие об уплате неустойки за неисполнение сторонами своих обязательств. В этом случае соотношение убытков и неустойки будет определяться согласно положениям ст. 394 ГК РФ: по общему правилу (если иное не предусмотрено законом или договором) нарушитель возмещает убытки в части, не покрытой неустойкой.
Необходимо отметить, что для отдельных категорий потребителей за нарушение обязательства по оплате по договорам в сфере энергоснабжения законом установлен конкретный размер пени (законная неустойка), дифференцированный в зависимости от категории потребителей (покупателей) и от периода просрочки в оплате.
Так, потребители (покупатели) электроэнергии за ее несвоевременную и (или) неполную оплату уплачивают пени в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования (ключевой ставки) Банка России*(1) от неуплаченной суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты. Для расчета пеней принимается ставка рефинансирования, действующая на день фактической оплаты долга (абзац восьмой п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", далее - Закон N 35-ФЗ). Это правило не распространяется на потребителей коммунальных услуг в многоквартирных домах, для которых действует специальная норма ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, в силу которой за просрочку в оплате коммунальных услуг взимаются пени в размере:
- одной трехсотой ставки рефинансирования начиная с 31-го дня до истечения 90 календарных дней (или по день фактической оплаты, если он наступил в течение 90 календарных дней со дня наступления срока оплаты);
- одной сто тридцатой ставки рефинансирования начиная с 91-го дня просрочки в оплате.
Увеличение этих размеров пеней не допускается.
Товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, которые приобретают услуги по передаче электроэнергии для целей предоставления коммунальных услуг, за те же нарушения в аналогичном порядке уплачивают пени за период после дня наступления установленного срока оплаты в следующем размере:
- одной трехсотой ставки рефинансирования начиная с 31-го дня до истечения 90 календарных дней (или по день фактической оплаты, если он наступил в течение 90 календарных дней со дня наступления срока оплаты);
- одной сто тридцатой ставки рефинансирования начиная с 91-го дня просрочки в оплате.
Для управляющих организаций, которые приобретают услуги по передаче электроэнергии для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающих организаций (единых теплоснабжающих организаций), организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение за то же нарушение установлен следующий размер пеней, уплачиваемых в том же порядке:
- одной трехсотой ставки рефинансирования начиная с первого дня просрочки до истечения 60 календарных дней (или по день фактической оплаты, если он наступил в течение 60 календарных дней со дня наступления срока оплаты);
- одной сто семидесятой ставки рефинансирования начиная с 61-го дня просрочки до истечения 90 календарных дней (или по день фактической оплаты, если он наступил в течение 90 календарных дней со дня наступления срока оплаты)
- одной сто тридцатой ставки рефинансирования начиная с 91-го дня просрочки в оплате (абзацы девятый и десятый п. 2 ст. 37 Закона N 35-ФЗ).
Размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, за исключением случаев, когда закон это запрещает (п. 2 ст. 332 ГК РФ). В частности, нельзя увеличить размер законной неустойки, применяемый в отношениях ресурсоснабжающей организации с гражданами - потребителями коммунальных услуг или исполнителем этих услуг, который приобретает коммунальные ресурсы для передачи таким потребителям (п. 1 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей", п. 61 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 (далее - Постановление N 7).
По договорам в сфере энергоснабжения, заключенным до 01.05.2022, Правительство РФ вправе было в период до 31.12.2022 включительно устанавливать особенности начисления, уплаты и списания неустоек (штрафов, пеней) и применения иных мер ответственности за нарушение обязательств, в частности, по оплате электроэнергии гарантирующему поставщику или производителю электроэнергии (мощности) на розничном рынке и услуг по ее передаче. В этом случае вместо ставки рефинансирования (ключевой ставки), применяемой в общеустановленном порядке, при начислении пеней за просрочку в оплате применяется величина, определенная в порядке, который устанавливается Правительством РФ. Аналогичное регулирование было предусмотрено на период до 31.12.2022 для обязательств по оплате газа и услуг по его транспортировке, по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и услуг по их передаче, по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, услуг по водоотведению, услуг по транспортировке горячей или холодной воды, сточных вод (Федеральный закон от 01.05.2022 N 127-ФЗ).
В целях реализации этих норм было принято постановление Правительства РФ от 20.05.2022 N 912, установившее, в частности, что в период с 28.02.2022 по 31.12.2022 за просрочку в оплате упомянутых ресурсов и услуг при расчете пеней вместо ставки рефинансирования используется ключевая ставка Банка России; при этом, с учетом последующих изменений (постановление Правительства РФ от 23.09.2022 N 1681) в период до 01.08.2022 применяется ключевая ставка, действующая по состоянию на 27.02.2022 (9,50% годовых), а начиная с 01.08.2022 - минимальное значение ключевой ставки Банка России из следующих значений: ключевая ставка, действующая по состоянию на 27.02.2022, и ключевая ставка, действующая на день фактической оплаты.
В сфере жилищных отношений специальные правила начисления и уплаты пеней за просрочку в оплате коммунальных услуг, а также неустоек (штрафов, пеней) за просрочку в оплате юрлицами и ИП услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством о газоснабжении, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, на период до 01.01.2025 были предусмотрены постановлением Правительства РФ от 26.03.2022 N 474 (принято в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ). В настоящее время такие специальные правила установлены постановлением Правительства РФ от 18.03.2025 N 329 (на период до 01.01.2027).
В ситуациях, когда ресурсоснабжающая организация истребует с абонента в качестве неосновательного обогащения стоимость объема бездоговорного потребления электроэнергии в общей сумме, без разделения на плату за фактически полученный ресурс и на имущественную санкцию за нарушение установленных правил пользования энергии, абонент не лишен права привести доказательства (в частности, показания приборов учета), подтверждающие фактическое потребление энергии в меньшем объеме, чем это установлено нормативными правилами о расчетных способах учета электроэнергии при ее бездоговорном потреблении (см. приложение N 3 к Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденным Постановлением N 44). В этом случае разница между стоимостью расчетного объема неучтенного потребления и стоимостью доказанного абонентом объема фактического потребления составит величину ответственности абонента за нарушение правил пользования энергией. В свою очередь, эта ответственность может быть уменьшена на основании ст. 333, 404 ГК РФ (п. 11 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 22.12.2021).
Если покупатель своевременно не оплачивает переданный ему товар, на сумму, уплата которой просрочена, начисляются проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ) до дня оплаты товара покупателем (п. 3 ст. 486, п. 4 ст. 488 ГК РФ). Это правило распространяется и на отношения по снабжению абонентов (потребителей) электрической и тепловой энергией, а также водой (п. 5 ст. 454, ст. 548 ГК РФ, п. 54 Постановления N 7). Однако в случаях, когда за просрочку в оплате законом или договором установлена неустойка, проценты за пользование чужими денежными средствами по общему правилу не взыскиваются (п. 4 ст. 395 ГК РФ, п. 42 Постановления N 7).
____________________________
*(1) С 01.01.2016 значение ставки рефинансирования приравнено к ключевой ставке Банка России, самостоятельное значение ставки рефинансирования не устанавливается (указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У).
Темы
Ответственность за нарушение обязательств, возникших из гражданско-правового договора
См. также
Энциклопедия судебной практики
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах