Тарифы на электрическую и тепловую энергию по договору энергоснабжения (теплоснабжения)
На территориях, не относящихся к ценовым зонам теплоснабжения, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, по общему правилу являются регулируемыми. Предельные уровни этих тарифов устанавливаются Федеральной антимонопольной службой для каждого субъекта РФ, а конкретные размеры тарифов для каждой из регулируемых организаций - органами тарифного регулирования субъектов РФ. Как правило, тарифы и их предельные уровни устанавливаются на срок не менее года (ч. 2 ст. 13, ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), п.п. 3, 4, 8 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, п.п. 3, 4, 6, 7 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утв. постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075).
В случаях, предусмотренных п. 5 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (утверждены постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075), цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения не регулируются государством и устанавливаются по соглашению сторон. В частности, к нерегулируемым ценам относятся цены на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, продажа которых осуществляется по долгосрочным (на срок более 1 года) договорам теплоснабжения, заключенным потребителями тепловой энергии и теплоснабжающими организациями в целях обеспечения потребления тепловой энергии объектами, введенными в эксплуатацию после 01.01.2010.
Кроме того, с 01.01.2015 стороны договора теплоснабжения или договора поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя вправе устанавливать в договоре по своему усмотрению цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара, цены на теплоноситель в виде пара, а также (при соблюдении некоторых условий) цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель в ситуации, когда теплопотребляющие установки потребителя технологически соединены с источником тепловой энергии и не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения. До 01.01.2018 такие цены могут устанавливаться сторонами не выше регулируемых цен (тарифов), а начиная с этой даты - без каких-либо ограничений. Однако в отдельных случаях по-прежнему должны применяться регулируемые цены (тарифы), в частности, это касается реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей (ч.ч. 2.1 - 2.3 ст. 8 Закона о теплоснабжении).
В ценовых зонах теплоснабжения устанавливается переходный период, по окончании которого цены на тепловую энергию (мощность), на теплоноситель, на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по общему правилу не регулируются и устанавливаются соглашением сторон договора. При этом цена договора теплоснабжения не может превышать предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность), который устанавливается органом тарифного регулирования субъекта РФ в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством РФ (ч. 2 ст. 23.4, ч. 2 ст. 23.8 Закона N 190-ФЗ)*(1).
До окончания переходного периода в ценовых зонах теплоснабжения цены (тарифы) в сфере теплоснабжения регулируются в общеустановленном порядке (ст. 23.5 Закона N 190-ФЗ). По завершении этого периода регулированию в ценовых зонах в отношениях между едиными теплоснабжающими организациями и потребителями подлежат лишь отдельные тарифы, например, на теплоноситель в виде воды, поставляемый с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), а также на горячую воду, которая поставляется с использованием тех же систем и на которую устанавливается двухкомпонентный тариф с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию (ч. 6 ст. 23.4 Закона N 190-ФЗ).
Однако и в неценовых зонах теплоснабжения регулирование тарифов при определенных обстоятельствах (в частности, при наличии развитой газораспределительной системы или эффективно функционирующего товарного рынка альтернативных видов топлива, применяемых в целях теплоснабжения) может быть отменено региональным органом тарифного регулирования (ст. 12 Закона N 190-ФЗ).
Что касается тарифов на электроэнергию, они во всех случаях являются регулируемыми, если потребителями электроэнергии выступает население и приравненные к нему категории потребителей (исполнители коммунальных услуг, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества, потребительские (гаражные, гаражно-строительные) кооперативы, если они используют электроэнергию для коммунально-бытовых, а не коммерческих нужд). Однако и для населения тарифы дифференцируются в зависимости от того, превышает ли объем потребления электроэнергии установленную на уровне субъекта РФ социальную норму потребления электроэнергии (мощности)*(2) (приложение N 1 к Основам ценообразования в электроэнергетике, п. 3.3 постановления Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, пп. 5 п. 6, п.п. 62, 63, 69 Основ ценообразования в электроэнергетике, Положение об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утв. постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 N 614).
Всем остальным категориям потребителей (покупателей электроэнергии по договору энергоснабжения или договору купли-продажи (поставки)) электроэнергия отпускается:
1) В ценовых зонах оптового рынка электроэнергии и мощности - по нерегулируемым ценам.
2) В неценовых зонах - по регулируемым тарифам.
К территориям, не объединенным в ценовые зоны оптового рынка (неценовым зонам), относятся Калининградская область, Республика Коми, Архангельская область*(3), а также территория Дальнего Востока, в которую объединены территории Южно-Якутского района Республики Саха (Якутия), Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Еврейской автономной области*(4) (приложение N 2 к Правилам оптового рынка электрической энергии и мощности, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172, далее - Правила оптового рынка).
Остальные субъекты РФ, помимо вышеперечисленных, относятся к территориям, объединенным в ценовые зоны оптового рынка (Приложение N 1 к Правилам оптового рынка). На этих территориях электроэнергия продается по нерегулируемым ценам.
______________________________
*(1) К ценовым зонам теплоснабжения могут быть отнесены поселения, муниципальные округа, городские округа, соответствующие определенным критериям, а в некоторых случаях - территории отдельных населенных пунктов, входящих в состав поселений, муниципальных округов, городских округов (п. 23.1 ст. 2, чч. 1, 8 ст. 23.3 Закона о теплоснабжении). Решение об отнесении поселения, муниципального округа, городского округа к такой зоне принимается Правительством РФ по инициативе органа местного самоуправления и единой теплоснабжающей организации с согласия высшего исполнительного органа власти субъекта РФ. С момента, когда такое решение вступает в силу, начинается переходный период в ценовой зоне теплоснабжения. В течение трех месяцев после принятия этого решения уполномоченным органом в ценовой зоне теплоснабжения осуществляется актуализация схемы теплоснабжения (ч. 5 ст. 23 Закона о теплоснабжении). В течение двух месяцев со дня принятия решения актуализации схемы теплоснабжения муниципальное образование и единая теплоснабжающая организация заключают соглашение об исполнении схемы теплоснабжения (ч. 15 ст. 23.13 Закона о теплоснабжении). По прошествии двух месяцев со дня заключения такого соглашения орган тарифного регулирования субъекта РФ своим решением утверждает предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность). Со дня вступления в силу этого решения переходный период в ценовой зоне теплоснабжения завершается (п. 34 ст. 2 Закона о теплоснабжении).
*(2) С 01.09.2013 социальная норма потребления электроэнергии (мощности) была установлена лишь в отдельных субъектах РФ (Забайкальский край, Красноярский край, Владимирская область, Нижегородская область, Орловская область, Ростовская область). В остальных регионах России эта норма применяется при расчетах населения за коммунальную услугу по электроснабжению с даты, определяемой руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта РФ (п.п. 3, 6 постановления Правительства РФ от 22.07.2013 N 614).
*(3), *(4) За исключением территорий, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах