Представительство в правоотношениях, регулируемых законодательством о страховых взносах в период до 01.01.2017
До 01.01.2017 действовал Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), регулировавший отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах (ч. 1 ст. 1 Закона N 212-ФЗ). С 01.01.2017 этот федеральный закон признан утратившим силу (п. 5 ст. 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ). В настоящее время аналогичные правоотношения регулируются налоговым законодательством (п. 1 ст. 2, глава 34 НК РФ).
Общие положения о представительстве в отношениях, регулируемых Законом N 212-ФЗ, содержались в ст. 5.1 этого Закона.
Как правило, плательщик страховых взносов мог участвовать в отношениях, регулируемых законодательством РФ о страховых взносах, как лично, так и через своего законного или уполномоченного представителя (ч. 1 ст. 5.1, п. 4 ч. 1 ст. 28 этого Закона).
С учетом этих общих положений представительство интересов плательщика страховых взносов допускалось, в частности, в отношениях, связанных с:
- уплатой страховых взносов, взысканием (истребованием) недоимок по страховым взносам, а также пеней и штрафов (ч. 6 ст. 19, ч. 7 ст. 22 Закона N 212-ФЗ);
- представлением в органы контроля за уплатой страховых взносов отчетности по страховым взносам, в том числе в форме электронных документов (ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ, форма РСВ-1 ПФР и Порядок ее заполнения (утверждены постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п), форма 4 - ФСС и порядок ее заполнения (утверждены приказом ФСС РФ от 26.02.2015 N 59), постановление ФАС Московского округа от 24.03.2014 N Ф05-1841/14);
- рассмотрением жалоб плательщиков страховых взносов на акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц (ст. 54 Закона N 212-ФЗ, п. 2 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по рассмотрению жалоб, поданных плательщиками страховых взносов в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов или вышестоящему должностному лицу, утвержденного приказом Минтруда России от 27.10.2014 N 801н, далее - Регламент).
Применительно к организациям законное представительство означало, что от имени плательщика страховых взносов в соответствующих правоотношениях вправе были действовать лица, уполномоченные представлять эту организацию на основании закона или ее учредительных документов (ч. 4 ст. 5.1 Закона N 212-ФЗ). Как правило, законным представителем юридического лица является его единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор и т.д.). В случае передачи полномочий единоличного исполнительного органа хозяйственного общества управляющей организации или управляющему законным представителем общества будет такая организация или управляющий (см., например, п.п. 1, 3 ст. 40, ст. 42 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", п.п. 1, 2 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").
Законными представителями плательщика страховых взносов - физического лица признавались лица, выступающие в качестве его законного представителя в соответствии с гражданским законодательством РФ (ч. 5 ст. 5.1 Закона N 212-ФЗ).
Уполномоченным представителем плательщика страховых взносов признавалось физическое или юридическое лицо, уполномоченное плательщиком страховых взносов представлять его интересы в отношениях с органами контроля за уплатой страховых взносов, иными участниками отношений, регулируемых законодательством РФ о страховых взносах (ч. 7 ст. 5.1 Закона N 212-ФЗ). Такой представитель осуществлял свои полномочия на основании доверенности. Если плательщиком страховых взносов являлась организация, ее уполномоченный представитель действовал на основании доверенности, выданной за подписью руководителя этой организации или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами (ч. 8 ст. 5.1 Закона N 212-ФЗ, п. 4 ст. 185.1 ГК РФ). Уполномоченный представитель плательщика страховых взносов - физического лица осуществлял свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной, в соответствии с гражданским законодательством РФ (ч. 9 ст. 5.1 Закона N 212-ФЗ). В связи с этим необходимо учитывать, что гражданское законодательство приравнивает к нотариально удостоверенным следующие доверенности:
- доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, которые удостоверены начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, а при их отсутствии старшим или дежурным врачом;
- доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности работников, членов их семей и членов семей военнослужащих, которые удостоверены командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;
- доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, которые удостоверены начальником соответствующего места лишения свободы;
- доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, которые удостоверены администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения (п. 2 ст. 185.1 ГК РФ).
Этот перечень является исчерпывающим. То есть, например, доверенность, удостоверенная администрацией обычной медицинской организацией, в которой гражданин находится на стационарном лечении (не военно-лечебного учреждения), или доверенность, удостоверенная организацией, в которой такой доверитель работает или учится, не приравнивается к нотариально удостоверенной доверенности. Такой способ удостоверения доверенности имеет правовое значение только для получения платежей, связанных с трудовыми отношениями, пенсий, пособий, стипендий для иных целей, указанных в п. 3 ст. 185.1 ГК РФ, к которым не относится представительство в отношениях, регулируемых законодательством о страховых взносах.
В правоприменительной практике не получил однозначного решения вопрос о том, следует ли нотариально удостоверять доверенность, если выдавший ее плательщик страховых взносов - физическое лицо является индивидуальным предпринимателем. Специалисты ПФР в своих разъяснениях отмечали, что индивидуальный предприниматель для представления своих интересов в территориальных органах Пенсионного фонда РФ должен оформить нотариальную доверенность в соответствии с требованиями гражданского законодательства. В то же время представители Минтруда России указывали, что нотариально удостоверенная доверенность не должна требоваться органами контроля за уплатой страховых взносов при участии уполномоченных лиц плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей в отношениях, регулируемых Законом N 212-ФЗ. Это мнение обосновывалось тем, что согласно положениям ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, а следовательно, к уполномоченному представителю индивидуального предпринимателя - плательщика страховых взносов должны предъявляться требования по подтверждению его полномочий, аналогичные тем, которые предъявляются к уполномоченному представителю плательщика страховых взносов - организации (письмо Минтруда России от 13.03.2013 N 17-6/3018342-456).
Тем не менее представляется, что наличие статуса индивидуального предпринимателя не освобождало физическое лицо от необходимости нотариального удостоверения доверенности или выдачи доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной, в отношениях, регулируемых законодательством о страховых взносах. К этим правоотношениям гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 ГК РФ). Между тем из Закона N 212-ФЗ не следовало, что к доверенностям, которые выдаются плательщиками страховых взносов - индивидуальными предпринимателями, должны применяться правила об удостоверении доверенностей, установленные для юридических лиц в соответствии с п. 4 ст. 185.1 ГК РФ, более того, ч. 10 ст. 5.1 Закона N 212-ФЗ прямо указывала на необходимость оформления полномочий представителя плательщика страховых взносов - физического лица (а следовательно, и индивидуального предпринимателя) именно нотариально удостоверенной доверенностью или доверенностью, которая законом приравнена к нотариально удостоверенной.
Полномочия представителя плательщика страховых взносов должны были документально подтверждаться в соответствии с Законом N 212-ФЗ и иными федеральными законами (ч. 3 ст. 5.1 Закона N 212-ФЗ). Порядок подтверждения полномочий представителя плательщика страховых взносов детализировался в подзаконных нормативных правовых актах. Например, при подаче через представителя жалобы на решения и действия (бездействие) ФСС РФ, его территориальных органов, а также их должностных лиц для подтверждения полномочий представителя необходимо было представить один из следующих документов:
- оформленную в соответствии с законодательством РФ доверенность (для физических лиц);
- оформленную в соответствии с законодательством РФ доверенность, заверенную печатью заявителя и подписанную руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц)*(1);
- копию решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности (п. 71 Регламента).
Оформляя доверенность на представителя плательщика страховых взносов, необходимо было учитывать, что в ней должно было быть прямо указано на наличие права представлять интересы такого плательщика в отношениях с органами контроля за уплатой страховых взносов. Нечеткость формулировок в тексте доверенности, указание в ней только на общие полномочия (представительство в государственных органах и т.п.) могло привести к тому, что правовые последствия в результате действий такого представителя для плательщика страховых взносов не считались возникшими (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 03.04.2013 N Ф06-390/13, Одиннадцатого ААС от 14.11.2012 N 11АП-11813/12).
Правила ст. 18 Закона N 212-ФЗ, определяющие порядок исполнения обязанности по уплате страховых взносов, не запрещали плательщику страховых взносов уплачивать их через законного или уполномоченного представителя. При уплате таких взносов через представителя платежные документы должны были позволять идентифицировать плательщика страховых взносов и назначение платежа (см. постановления АС Северо-Кавказского округа от 12.02.2015 N Ф08-10783/14, ФАС Западно-Сибирского округа от 17.05.2013 N Ф04-1793/13).
_____________________________
*(1) Представляется, что в части указания на необходимость заверения доверенности печатью юридического лица - заявителя это правило противоречит ч. 8 ст. 5.1 Закона N 212-ФЗ и п. 4 ст. 185.1 ГК РФ, которые такого требования не предусматривают. Кроме того, для юридических лиц некоторых организационно-правовых форм (например, хозяйственных обществ) наличие печати по общему правилу не обязательно (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").
Тема
Формы документов
Доверенность уполномоченного представителя плательщика страховых взносов (организации)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах