Типовые формы договора о реализации туристского продукта
Согласно части первой ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о туристской деятельности) реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных Законом о туристской деятельности, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству РФ, в том числе законодательству о защите прав потребителей.
Типовые формы договора о реализации туристского продукта, заключаемого между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, и договора о реализации туристского продукта, заключаемого между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком (далее - типовые формы), утверждаются Минэкономразвития России (п. 3 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утв. постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 N 1852 (далее - Правила)*(1).
В силу п. 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие таким правилам, ничтожны (п. 5 той же статьи). Договор о реализации туристского продукта является публичным (см., например, решение Управления ФАС по Амурской области N Р-5/01 2013, постановление Шестого ААС от 07.04.2014 N 06АП-1103/14).
Ни Закон о туристской деятельности, ни Правила, ни иные нормативные акты не содержат норм, которые бы прямо указывали на обязательность применения типовых форм. Полагаем, однако, что это обстоятельство не свидетельствует о факультативном характере указанных форм.
Необязательными являются примерные условия договора (ст. 427 ГК РФ), которые на основании п. 2 этой статьи применяются к отношениям сторон договора, не содержащего отсылки к ним, лишь в качестве обычаев и лишь если они соответствуют требованиям ст. 5 и п. 5 ст. 421 ГК РФ. Именно такие условия договора о реализации туристского продукта (утв. приказом Минкультуры РФ от 04.07.2016 N 1503) применялись до 24 апреля 2017 года.
Под типовыми же договорами, как следует из используемой в ГК РФ терминологии, понимаются обязательные для применения утверждаемые уполномоченными органами формы, которым должен соответствовать заключаемый договор. Кроме того, как показывает анализ содержания типовых форм, основная часть их условий (касающихся взаимных гражданско-правовых прав и обязанностей сторон) воспроизводит императивные нормы Закона о туристской деятельности, ГК РФ, Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" и Правил, а какие-либо дополнительные по отношению к указанным нормативным актам правила в типовые формы не включены.
Ни положения ст. 426 ГК РФ, ни иные нормы не запрещают включать в договор, заключаемый в соответствии с утвержденным типовым договором, условия, не предусмотренные типовым договором. Последствие в виде ничтожности соответствующего условия заключенного договора установлено пунктом 5 ст. 426 ГК РФ лишь для случая его несоответствия правилу, предусмотренному типовым договором. Поэтому в договор о реализации туристского продукта по соглашению сторон могут включаться условия, отсутствующие в типовой форме, однако не противоречащие ей и упомянутым выше нормативным актам (см. часть третью ст. 10 Закона о туристской деятельности, абзац пятый п. 25 Правил, письмо Минкультуры России от 17.05.2017 N 459-13-12.).
______________________________
*(1) Ранее полномочиями по утверждению типовых форм договора о реализации турпродукта был наделен Ростуризм. С 1 января 2021 г. применяются типовые формы, утвержденные приказом Ростуризма от 27.11.2020 N 448-Пр-20.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах