Государственная регистрация при прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя
Физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (далее также - ИП), в любой момент вправе принять решение о прекращении предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 23 ГК РФ). Сведения о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя вносятся в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (пп. "л" п. 2 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон о регистрации). Государственная регистрация при прекращении деятельности в качестве ИП по решению самого гражданина осуществляется регистрирующим органом*(1) на основании документов, перечисленных в п. 1 ст. 22.3 Закона о регистрации.
Документы, необходимые для государственной регистрации
1) заявление о государственной регистрации по форме N Р26001 (приложение N 15 к приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, общие требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, предусмотрены в приложении N 20 к этому приказу).
Заявление подписывается индивидуальным предпринимателем (п. 1.5 ст. 9 Закона о регистрации). В соответствии с п. 1.2 этой же статьи подпись заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке*(2), за исключением предусмотренных указанным пунктом случаев:
- представления документов в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность;
- направления документов в регистрирующий орган в порядке, установленном п. 1 ст. 9 Закона о регистрации, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя;
2) документ об уплате государственной пошлины. Размер государственной пошлины за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя составляет 160 рублей (пп.пп. 6, 7 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Напомним, что в силу п. 3 ст. 333.18 НК РФ факт уплаты гражданином государственной пошлины подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении (в случае безналичной оплаты), а при оплате в наличной форме - либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в указанной системе, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется;
3) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Если такой документ не представлен заявителем, он (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа территориальным органом ПФР, который обязан его представить в течение двух рабочих дней (п. 5 Правил представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме..., утв. постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1092).
Способы представления документов в регистрирующий орган
В силу п. 7 ст. 22.3, п. 1 ст. 9 Закона о регистрации перечисленные документы могут быть представлены в регистрирующий орган следующими способами:
- почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения;
- непосредственно в регистрирующий орган или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. В этом случае документы могут быть представлены как самим ИП, так и его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности. Такая доверенность или ее копия, верность которой засвидетельствована нотариально, должна быть приложена к представляемым документам.
- в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, утвержденном приказом ФНС России от 12.08.2011 N ЯК-7-6/489@. Тот же порядок соблюдается в случае, если по просьбе заявителя документы в регистрирующий орган представляются нотариусом.
Подтверждение факта представления документов регистрирующим органом
В случае представления документов непосредственно в регистрирующий орган заявителю либо его представителю в день получения документов выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения.
Если документы представляются через многофункциональный центр, расписка выдается многофункциональным центром.
При получении регистрирующим органом документов, направленных почтовым отправлением, расписка в получении документов выдается лишь при наличии соответствующего указания заявителя об этом. Такая расписка направляется по указанному заявителем почтовому адресу не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов.
При поступлении в регистрирующий орган документов в форме электронных документов расписка в получении документов направляется в форме электронного документа в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, по адресу электронной почты, указанному заявителем.
Информация о факте представления документов в регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения регистрирующим органом, размещается на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет (п. 3 ст. 9 Закона о регистрации).
Срок осуществления государственной регистрации
По общему правилу, установленному ст. 8 Закона о регистрации, государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом (п. 2 ст. 9 Закона о регистрации). В указанный срок регистрирующий орган осуществляет государственную регистрацию либо выносит решение об отказе в такой регистрации (см. пп. "з" п. 1 ст. 23 Закона о регистрации).
Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ч. 9 ст. 22.3 Закона о регистрации).
Снятие с учета
Последующее снятие ИП с учета в налоговом органе осуществляется без его участия, на основании сведений, содержащихся в указанном реестре. На основании тех же сведений физическое лицо снимается с учета во внебюджетных фондах в качестве страхователя (п. 3.1 ст. 11 Закона о регистрации, п. 5 ст. 84 НК РФ). Иными словами, при прекращении предпринимательской деятельности физическое лицо снимается с учета в налоговом органе в качестве предпринимателя "автоматически", без предоставления дополнительных заявлений или уведомлений.
______________________________
*(1) Таким органом является ФНС России, действующая через свои территориальные органы (ст. 2 Закона о регистрации, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
*(2) Обратим внимание, что нотариальные действия по свидетельствованию подлинности подписи в документах при определенных обстоятельствах могут выполнять главы местных администраций и специально уполномоченные должностные лица местного самоуправления, а также должностные лица консульских учреждений РФ (ст.ст. 37, 38 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Корпоративное право" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам организации деятельности юридических лиц (АО и ООО)
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Корпоративное право
При подготовке "Энциклопедии решений. Корпоративное право" использованы авторские материалы, предоставленные Л. Барковой, С. Борисовой, Е. Дмитриевой, П. Ериным, О. Ефимовой, А. Кузьминой, В. Павленко, В. Пенкиным, И. Разумовой, Е. Титовой, В. Тихонравовой, С. Широковым и др.
См. информацию об авторах