Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (прямые договоры с собственниками)
С вступлением в силу 3 апреля 2018 г. Федерального закона N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - собственники) независимо от выбранного ими способа управления многоквартирным домом (далее - МКД) в соответствии с ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ предоставлено право заключать от своего имени договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, с ресурсоснабжающей организацией (далее - РСО), договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - прямые договоры) в случаях:
1) принятия на общем собрании решения о заключении собственниками, действующими от своего имени, прямых договоров (п. 4.4 ч. 2 ст. 44, п. 1 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ);
2) прекращения договора ресурсоснабжения, заключенного между управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом (далее - лицо, управляющее МКД) и ресурсоснабжающей организацией (далее - договор ресурсоснабжения), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), заключенного с региональным оператором по с ТКО (далее - РО по обращению с ТКО), вследствие одностороннего отказа РСО, РО по обращению с ТКО от исполнения этих договоров (п. 2 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ);
3) если между собственниками и РСО, РО по обращению с ТКО заключены прямые договоры на основании решения общего собрания о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления МКД или о выборе управляющей организации (п. 3 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ).
Основанием для одностороннего отказа РСО, РО по обращению с ТКО соответственно от договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с ТКО является наличие у лица, управляющего МКД, признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед РСО, РО по обращению с ТКО в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по данным договорам, независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности, за исключением случая полного её погашения лицом, управляющим МКД, до вступления в законную силу судебного акта.
Среднемесячная величина обязательств по оплате по указанным договорам определяется РСО, РО по обращению с ТКО путем деления суммы обязательств лица, управляющего МКД, за двенадцать месяцев, предшествующих дате направления уведомления об одностороннем отказе от исполнения договоров, на двенадцать.
Если договор ресурсоснабжения, договор на оказание услуг по обращению с ТКО исполнялись менее двенадцати месяцев, среднемесячная величина обязательств по оплате определяется путем деления суммы обязательств лица, управляющего МКД, за период действия договоров на количество месяцев их действия (ч. 2 ст. 157.2 ЖК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 157.2 ЖК РФ об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с ТКО ресурсоснабжающая организация и РО по обращению с ТКО уведомляют лицо, управляющее МКД, и жилищную инспекцию способом, позволяющим подтвердить факт получения этого уведомления, в том числе с использованием ГИС ЖКХ. Уведомление, направленное по адресу лица, управляющего МКД, указанному в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, считается полученным этим лицом даже если оно фактически не находится по указанному адресу.
Одновременно с направлением уведомления лицу, управляющему МКД, и жилищной инспекции РСО и РО по обращению с ТКО доводят уведомление до сведения собственников путем его размещения в общедоступных местах (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах МКД или в пределах земельного участка, на котором расположен МКД), а также опубликования в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления. Это уведомление размещается также в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах РСО, РО по обращению с ТКО и в ГИС ЖКХ (ч. 4 ст. 157.2 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 5 ст. 157.2 ЖК РФ договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается прекращенным полностью, а договор ресурсоснабжения считается прекращенным в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги и продолжает действовать в части приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, по истечении тридцати дней с даты направления лицу, управляющему МКД, уведомления об одностороннем отказе от исполнения указанных договоров. В этом случае договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг и договор на оказание услуг по обращению с ТКО между собственником и РСО, РО по обращению с ТКО считаются заключенными со всеми собственниками в соответствии с требованиями п. 2 ч. 7 ст. 157.2 ЖК РФ.
Прямые договоры между собственником и РСО, РО по обращению с ТКО заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством РФ. Заключение указанных договоров в письменной форме не требуется (ч. 6 ст. 157.2 ЖК РФ).
До утверждения Правительством РФ типовых договоров условия соответственно договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных между собственниками и РСО, РО по обращению с ТКО, определяются в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ).
Согласно ч. 7 ст. 157.2 ЖК РФ прямые договоры между собственником и РСО, РО по обращению с ТКО считаются заключенными со всеми собственниками одновременно:
1) в случае принятия общим собранием решения о заключении собственниками, действующими от своего имени, указанных договоров. При этом прямые договора считаются заключенными с даты, определенной в решении общего собрания. По решению РСО, РО по обращению с ТКО указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца. О таком решении РСО, РО по обращению с ТКО уведомляют лицо, по инициативе которого было созвано общее собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола данного собрания;
2) в случае прекращения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с ТКО вследствие одностороннего отказа РСО, РО по обращению с ТКО от их исполнения. Договора считаются прекращенными по истечении тридцати дней с даты направления уведомления об одностороннем отказе от их исполнения лицу, управляющему МКД;
3) в случае заключения прямых договоров между собственниками и РСО, РО по обращению с ТКО на основании решения общего собрания собственников о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления МКД или о выборе управляющей организации, с даты заключения указанных договоров, действовавших до принятия собственниками решения об изменении способа управления МКД или о выборе управляющей организации.
Частью 8 ст. 157.2 ЖК РФ предусмотрено право РСО, РО по обращению ТКО отказаться от заключения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с ТКО с лицом, управляющим МКД, в случае заключения собственниками прямых договоров с РСО и РО по обращению с ТКО.
При наличии договоров ресурсоснабжения, договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных между собственниками и РСО, РО по обращению с ТКО до 3 июля 2018 г., лицо, управляющее МКД, обеспечивает постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества МКД, к предоставлению коммунальных услуг. На отношения, возникшие из указанных договоров, распространяется действие положений ст. 155 (в части положений о внесении платы за коммунальные услуги РСО, РО по обращению с ТКО) и частей 6, 8 ст. 157.2 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 157.2 ЖК РФ положения о заключении прямых договоров распространяются также на:
- нанимателей жилого помещения по договорам социального найма, найма жилого помещения жилищного фонда социального использования и жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения таких договоров;
- члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;
- лица, принявшего от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод МКД в эксплуатацию помещения в данном доме, с момента такой передачи;
- застройщика в отношении помещений в МКД, не переданных иным лицам, с момента выдачи ему разрешения на ввод МКД в эксплуатацию.
Кроме того, частью 9 ст. 157.2 ЖК РФ урегулированы правоотношения по предоставлению коммунальных услуг РСО, РО по обращению с ТКО при непосредственном управлении МКД, если собственниками не выбран способ управления МКД или выбранный способ управления не реализован, а также в отсутствие договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных между РСО, РО по обращению с ТКО и лицом, управляющим МКД. В указанных случаях коммунальные услуги предоставляются РСО, РО по обращению с ТКО в соответствии с договорами, заключаемыми в порядке, предусмотренном ч. 6, п. 3 ч. 7 ст. 157.2 ЖК РФ, и с учетом особенностей, установленных Правилами N 354.
При заключении прямых договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, РСО обязаны предоставлять, в том числе с использованием ГИС ЖКХ, лицам, управляющим МКД, информацию о показаниях индивидуальных приборов учета при передаче РСО таких показаний собственниками (ч. 10. ст.157.2 ЖК РФ).
Тема
Деятельность управляющей организации в качестве исполнителя коммунальных услуг
См. также
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Энциклопедия решений. Управляющие компании в многоквартирных домах" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб, юристов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Управляющие компании в многоквартирных домах
При подготовке раздела "Энциклопедия решений. Управление многоквартирными домами" использованы авторские материалы, предоставленные В. Глебовым, Е. Парасоцкой, И. Разумовой
См. информацию об авторах