НДФЛ с компенсаций, связанных с увольнением работников
Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с увольнением работников (п. 3 ст. 217 НК РФ). Исключение составляют:
- компенсация за неиспользованный отпуск;
- выплаты в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации не облагаются НДФЛ в размере, превышающем в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
По мнению Минфина России и налоговых органов, положения п. 3 ст. 217 НК РФ применяются в отношении доходов работников организации независимо от занимаемой должности, а также основания, по которому производится увольнение (см. письма Минфина России от 19.04.2017 N 03-04-06/23541, от 19.04.2017 N 03-04-06/23542, от 20.01.2016 N 03-04-05/1627, от 06.10.2015 N 03-04-06/56952 и др.). Такие выводы дают основание полагать, что новая редакция п. 3 ст. 217 НК РФ позволяет исключить (в пределах лимита) из налогооблагаемой базы по НДФЛ все виды компенсационных выплат, производимых в случае расторжения трудовых договоров, как прямо поименованных в ст. 178 ТК РФ, так и тех, которые организация вправе установить самостоятельно, руководствуясь частью четвертой ст. 178 ТК РФ. В письмах Минфина России от 22.09.2015 N 03-04-08/54199, от 19.06.2013 N 03-04-05/23089 разъяснено, что положения п. 3 ст. 217 НК РФ применяются также при налогообложении компенсации, выплачиваемой при увольнении с государственной гражданской службы, предусмотренной Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ. А в письме Минфина России от 23.08.2013 N 03-04-08/34631 отмечено, что для целей применения п. 3 ст. 217 НК РФ при выплате единовременного пособия при увольнении с военной службы в качестве среднего месячного заработка следует рассматривать размер среднего денежного довольствия военнослужащего.
В письмах Минфина России от 21.02.2017 N 03-04-06/9878, от 11.02.2015 N 03-04-06/5818, от 10.12.2014 N 03-04-06/63405, от 03.12.2014 N 03-04-05/61759 разъяснено, что для целей применения п. 3 ст. 217 НК РФ необходимо суммировать все производимые работнику при увольнении выплаты (за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, полностью облагаемой НДФЛ), в том числе и в случае, если указанные выплаты производятся в разные налоговые периоды (см. письмо Минфина России от 21.08.2015 N 03-04-05/48347).
Вместе с тем, в письме Минфина России от 09.03.2017 N 03-04-06/13116 отмечается, что на выплаты, производимые сотрудникам организации при увольнении за достижение каких-либо производственных результатов, действие п. 3 ст. 217 НК РФ не распространяется, поскольку данные выплаты производятся в целях поощрения и награждения сотрудников, и не являются компенсационными выплатами. Такие доходы подлежат обложению НДФЛ в полном объеме.
В 2014 году изменена формулировка части четвертой ст. 178 ТК РФ. Трудовым договором или коллективным договором могут устанавливаться повышенные размеры выходных пособий, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Эти случае регламентированы ст. 349.3 ТК РФ.
Выплаченные при увольнении компенсации в части превышения трехкратного (шестикратного) размера среднего месячного заработка подлежат обложению НДФЛ в общем порядке. См. письма Минфина России от 09.04.2013 N 03-04-05/6-360, от 19.09.2012 N 03-04-06/6-283, от 26.03.2012 N 03-04-06/6-72, от 02.03.2012 N 03-04-06/9-53, от 26.03.2012 N 03-04-05/6-368, от 21.02.2012 N 03-04-05/6-199, от 13.02.2012 N 03-04-06/6-34 и др.
До 2012 года по вопросу налогообложения НДФЛ выходного пособия, выплачиваемого по соглашению сторон, существовала иная точка зрения. Разъяснялось, что суммы выходных пособий, выплаченных по соглашению сторон, либо суммы выходных пособий, превышающие установленные в ст. 178 ТК РФ размеры, подлежали налогообложению НДФЛ в полном размере (см. письма Минфина России от 13.08.2012 N 03-04-05/1-940, от 28.12.2011 N 03-04-06/6-362, от 03.12.2010 N 03-03-06/4/117, ФНС России от 20.09.2011 N ЕД-4-3/15323@ и др.).
Изменения, внесенные в п. 3 ст. 217 НК РФ, не затронули преамбулу этого пункта о том, что не облагаются НДФЛ только "...все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат...". Однако, несмотря на то, что выплаты, оговоренные при увольнении соглашением сторон, не установлены непосредственно законодательством, Минфин России разъясняет, что и они подпадают под действие п. 3 ст. 217 НК РФ и с 1 января 2012 года не облагаются НДФЛ в пределах трехкратного (шестикратного - для Крайнего Севера) размера среднего месячного заработка (см. письмо Минфина России от 15.11.2012 N 03-04-06/1-321).
Если налоговый агент все-таки ошибочно удержал НДФЛ с суммы выходного пособия в пределах трехкратного среднего заработка, то налог следует вернуть физлицу. Пунктом 1 ст. 231 НК РФ предусмотрено, что излишне удержанная сумма НДФЛ налоговым агентом подлежит возврату на основании письменного заявления налогоплательщика, если иное не предусмотрено главой 23 НК РФ. Возврат НДФЛ производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему РФ, в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание НДФЛ, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом заявления налогоплательщика. Причем прекращение трудовых отношений между налогоплательщиком и организацией - источником выплаты доходов, с которых налог излишне удержан, не влияет на порядок применения норм ст. 231 НК РФ. См. письма Минфина России от 20.01.2016 N 03-04-05/1627, от 09.04.2013 N 03-04-05/6-360, от 29.12.2012 N 03-04-05/6-1460.
В письме Минфина России от 23.08.2013 N 03-04-08/34631 отмечено, что для целей применения п. 3 ст. 217 НК РФ при выплате единовременного пособия при увольнении с военной службы в качестве среднего месячного заработка следует рассматривать размер среднего денежного довольствия военнослужащего. Обратите внимание на то, что единовременные пособия, предусмотренные пунктами 3 и 12 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ, выплачиваются военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Поэтому при увольнении, налогообложение указанных пособий осуществляется с применением положений п. 3 ст. 217 НК РФ (см. письмо Минфина России от 04.10.2013 N 03-04-05/41243).
Дополнительная компенсация, выплаченная работникам, расторгнувшим договор до истечения срока предупреждения на основании ст. 180 ТК РФ, в этот расчет не входит, поскольку не является выходным пособием и выплатой на период трудоустройства. То есть она не облагается НДФЛ полностью, независимо от других выплат при увольнении. В частности, это мнение основано на разъяснении Минтруда России (письмо от 11.02.2016 N 17-3/В-56) о том, что дополнительная компенсация, выплачиваемая в случае расторжения трудового договора с работником до истечения срока предупреждения об увольнении, не относится к суммам выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства. Это мнение высказано Минфином России в письме от 31.07.2017 N 03-04-07/48592.
Отметим, что в других письмах Минфина России (см. письма от 30.09.2016 N 03-04-05/57062, от 23.05.2016 N 03-04-06/29283, от 12.02.2016 N 03-04-06/7535, от 02.04.2015 N 03-04-06/18275 и др.) утверждается, что компенсационные выплаты, связанные с увольнением, к которым относится, в том числе, дополнительная компенсация в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, выплачиваемая в соответствии со ст. 180 ТК РФ, освобождаются от обложения НДФЛ в общей сумме, не превышающей в целом трехкратный (шестикратный для Крайнего Севера) размер среднего месячного заработка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах