Определение налоговой базы по НДС при реализации сельскохозяйственной продукции
В соответствии с п. 4 ст. 154 НК РФ при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками НДС), по перечню, утверждаемому Правительством РФ (за исключением подакцизных товаров), налоговая база по НДС определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом НДС и ценой приобретения указанной продукции. Перечень сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки утвержден постановлением Правительства РФ от 16.05.2001 N 383 (далее - Перечень). Сумма НДС в таких случаях рассчитывается с применением расчетной ставки налога 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).
Таким образом, если сельскохозяйственная продукция (продукты ее переработки) приобретены у физических лиц, включены в Перечень, то при её реализации налоговая база определяется в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 154 НК РФ. Если сельхозпродукция в Перечень не включена, либо приобретена у индивидуальных предпринимателей, то НДС исчисляется в общем порядке по правилам, установленным п. 1 ст. 154 НК РФ (см. письма Минфина России от 07.12.2006 N 03-04-11/234, от 26.01.2005 N 03-04-04/01, УМНС по г. Москве от 31.07.2001 N 02-14/35611, постановление ФАС Центрального округа от 08.10.2008 N А36-528/2008.).
Если налогоплательщик приобретает сельскохозяйственную продукцию, включенную в Перечень, перерабатывает ее, а затем реализует, то, по мнению Минфина России и налоговых органов, при реализации продуктов переработки положения п. 4 ст. 154 НК РФ не применяются (см. письма Минфина России от 06.09.2001 N 04-03-18/45, УМНС по г. Москве от 26.12.2001 N 02-14/59579). По их мнению, налоговая база определяется в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 154 НК РФ, только в случае перепродажи налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, приобретенных у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС. Поддерживают позицию контролирующих органов и некоторые суды (см. постановления ФАС Центрального округа от 08.10.2008 N А36-528/2008, ФАС Западно-Сибирского округа от 08.06.2009 N Ф04-2975/2009(6522-А03-42)).
Однако имеются судебные решения, согласно которым правило определения налоговой базы по п. 4 ст. 154 НК РФ распространяется не только на ситуации, когда приобретенная у физических лиц продукция и продукты ее переработки перепродаются в неизменном (непереработанном) виде, но и в случае реализации готовой продукции, произведенной из указанных продуктов и продуктов их переработки (см. определение ВАС РФ от 11.12.2007 N 15613/07, постановления ФАС Уральского округа от 08.05.2009 N Ф09-2751/09-С2, ФАС Западно-Сибирского округа от 31.07.2007 N Ф04-5101/2007(36750-А03-19), ФАС Северо-Западного округа от 07.02.2007 N А66-7067/2006, ФАС Северо-Кавказского округа от 29.05.2007 N Ф08-2109/2007-875А, ФАС Поволжского округа от 03.08.2006 N А65-531/2006-СА2-11 и др.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах