Определение налоговой базы по НДС при приобретении имущества казны
Вторым абзацем п. 3 ст. 161 НК РФ установлено, что при реализации (передаче) на территории РФ государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ (казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа), а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется налоговым агентом как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога.
Налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС. При этом налоговая база определяется ими отдельно при совершении каждой операции по приобретению (получению) указанного имущества.
В письмах Минфина России от 25.07.2011 N 03-07-14/71, от 13.10.2010 N 03-07-11/410, от 19.10.2009 N 03-07-15/147, ФНС России от 12.05.2010 N ШС-37-3/1426@, УФНС России по Московской области от 27.05.2010 N 10-14/1309@ указано, что при определении налоговой базы по НДС в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, реализуемого по выкупной цене, исчисленной на основе рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, следует исходить из того, что эта стоимость уже включает НДС. Таким образом, порядок исчисления и уплаты НДС при реализации (передаче) на территории РФ государственного или муниципального имущества не приводит к увеличению рыночной стоимости этого имущества на сумму налога (см. письма Минфина России от 30.07.2010 N 03-07-11/325, от 23.07.2009 N 03-07-11/175).
В ситуациях, когда в отчете об оценке или договоре указано, что рыночная стоимость объекта определена без НДС,. налог должен рассчитываться сверх цены договора, оскольку гражданское законодательство не предусматривает уменьшение согласованной сторонами договорной цены имущества на сумму НДС (см. постановление ФАС Поволжского округа от 20.01.2014 N Ф06-1533/13).
При реализации недвижимого имущества, находящегося в казне, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, НДС уплачивается в бюджет органами, осуществляющими реализацию этого имущества (см. письма Минфина России от 14.05.2012 N 03-07-11/142, от 26.10.2011 N 03-07-11/292).
При применении второго абзаца п. 3 ст. 161 НК РФ надо учитывать, что в соответствии с пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения по НДС операции по реализации на территории РФ имущества, составляющего казну, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ (далее - Закон N 159-ФЗ).
В письме ФНС России от 12.05.2011 N КЕ-4-3/7618@ обращено внимание налогоплательщиков на то, что Законом N 159-ФЗ не регулируются отношения, возникающие в связи с отчуждением арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства недвижимого имущества из государственной казны РФ. Поэтому положения пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ не распространяются на операции по реализации государственного имущества, составляющего государственную казну РФ. Если имущество выкупается в порядке, не предусмотренном Законом N 159-ФЗ, то нормы пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ также не применяются.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах