Стоимость проезда работников организаций Крайнего Севера к месту проведения отпуска и обратно, не облагаемая страховыми взносами (по 31 декабря 2016 года)
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством РФ, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. В случае проведения отпуска указанными работниками за пределами территории России не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета (включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу РФ, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу РФ.
С 1 января 2015 года оплата стоимости проезда членов семей работников исключена из с п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ. Но это не значит, что выплаты в их пользу должны облагаться взносами. Дело в том, что любые выплаты членам семьи работника осуществляются вне рамок трудовых отношений (гражданско-правовых договоров на оказание услуг и т.д.), поэтому не являются объектом обложения взносами в силу ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ.
Кроме того, уточнено, что стоимость провоза багажа до 30 кг не облагается взносами при проезде к любому месту отпуска, а не только ппри поездках за границу. Также конкретизировано понятие пункта пропуска через границу. Теперь не облагается взносами оплата проезда до пункта пропуска через Государственную границу РФ, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу РФ.
С 13 апреля 2014 года в ст. 325 ТК РФ внесены изменения, снимающие вопрос о типе организаций, которые обязаны компенсировать проезд в отпуск для северян. С этой даты в ней четко указано, что лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации. То есть обязанность компенсировать проезд северянам прямо возложена с этого момента на все виды организаций, а не только на финансируемые из федерального бюджета.
История вопроса
До 13 апреля 2014 года обязанность компенсировать расходы на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно была прямо установлена ст. 325 ТК РФ и ст. 33 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 для организаций, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Установленная этими нормативными актами оплата стоимости проезда лицам (и неработающим членам их семей), работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту использования отпуска и обратно, выплачиваемая один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета), относится к числу компенсаций, предусмотренных законодательством РФ. При этом, как разъяснил Конституционный Суд РФ, предоставление гарантии, установленной ст. 325 ТК РФ, - обязанность всех работодателей, в том числе и не финансируемых из федерального бюджета, которая должна быть установлена локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, или трудовых договорах (см. постановление от 09.02.2012 N 2-П).
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливались органами государственной власти субъектов РФ, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами. См. также информацию Минтруда России от 29.05.2013.
Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах РФ, федеральных государственных учреждениях, и членов их семей утверждается Правительством РФ. Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов РФ, государственных учреждениях субъектов РФ, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Анализ арбитражной практики показывает, что при применении п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ споры с контролирующими органами возникают по двум вопросам:
1) применение указанной нормы плательщиками, которые осуществляют деятельность в районах Севера, не приравненных к Крайнему Северу;
2) определение пункта пропуска через Государственную границу РФ, стоимость проезда до которого не включается в базу для начисления страховых взносов.
В ряде случаев суды признают право налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в районах Севера, не приравненных к Крайнему Северу, при исчислении страховых взносов применять льготу, установленную п. 7 части 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ (см. постановления Седьмого ААС от 15.12.2011 N 07АП-9709/11, ФАС Западно-Сибирского округа от 16.03.2012 N Ф04-463/12, от 28.02.2012 N Ф04-421/12). При этом суд руководствуется ст. 33 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон N 4520-1) и п. 3 постановления ВС РФ от 19.02.1993 N 4521-1 (далее - Постановление N 4521-1), которым предусмотрено, что государственные гарантии и компенсации распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Ссылаясь на указанные нормы, суды установили, что не подлежит обложению страховыми взносами оплата стоимости проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком страховых взносов, осуществляющего деятельность в районе Севера, в котором начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате.
По вопросу определения пункта пропуска через Государственную границу РФ официальные органы разъясняют, что работник, направляющийся на отдых в иностранное государство воздушным транспортом, пересекает пункт пропуска через Государственную границу РФ в здании аэропорта, открытого для международных сообщений (международных полетов). Поэтому если работник летит к месту отдыха за границу на самолете прямым рейсом без промежуточной посадки, то пунктом пропуска через Государственную границу РФ для целей применения п. 7 части 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ следует считать здание аэропорта, открытого для международных сообщений, из которого вылетает данный работник (см. письмо ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985).
С такой позицией не согласны суды. По их мнению, исключение из-под обложения страховыми взносами оплаты проезда по территории РФ является безусловным. При проведении же отпуска за пределами территории РФ законодатель отдельно указал на исключение из-под обложения страховыми взносами стоимости проезда или перелета по тарифам, рассчитанным от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу РФ. Иными словами, законом отдельно установлен определенный путь, стоимость которого не подлежит обложению страховыми взносами - от места отправления до пункта пропуска, следовательно, место отправления и пункт пропуска не могут совпадать, а под пунктом пропуска следует иметь в виду пункт пропуска ближайший к месту пересечения границы РФ, поскольку работник покидает территорию России при фактическом пересечении границы, а оплата проезда по территории РФ освобождается от обложения страховыми взносами. При этом подлежит установлению стоимость проезда, которая может быть определена по соответствующим проездным документам (билетам), если был оплачен проезд именно от пункта пропуска до границы, или по справкам перевозчиков о стоимости проезда до Государственной границы РФ (см. постановления Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 N 7828/12, Тринадцатого ААС от 06.12.2011 N 13АП-19503/11, Четырнадцатого ААС от 09.02.2012 N 14АП-9309/11, от 09.04.2012 N 04АП-536/12, ФАС Северо-Западного округа от 28.04.2012 N Ф07-2710/12).
С 1 января 2015 года споров по этому поводу стало меньше, поскольку к пункту пропуска через границу отнесен также международный аэропорт, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу РФ (п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).
Тема
Выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами (по 31 декабря 2016 года)
См. также
Лица, производящие выплаты физическим лицам (по 31 декабря 2016 года)
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на июнь 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.