Внесение изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (по 31 декабря 2016 года)
В обязанности плательщиков страховых взносов входят правильное исчисление и своевременная уплата страховых взносов, а также представление в орган контроля за уплатой страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам (пункты 1, 3 ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов представляют отчетность:
1) расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ и на обязательное медицинское страхование в ФФ ОМС по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной постановлением Правления ПФ РФ от 16.01.2014 N 2п, - в территориальный орган ПФ РФ;
2) расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в ФСС РФ, по форме 4-ФСС, утвержденной приказом ФСС России от 26.02.2015 N 59, - в территориальный орган ФСС РФ.
В ст. 17 Закона N 212-ФЗ предусмотрены случаи внесения изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам. Так, ч. 1 ст. 17 Закона N 212-ФЗ установлена обязанность плательщика страховых взносов внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в случае обнаружения плательщиком в поданном им расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате. При этом уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов по форме, действовавшей в расчетном периоде, за который вносятся соответствующие изменения.
Право плательщика на внесение изменений в поданный ранее расчет и представление уточненного расчета предусмотрено ч. 2 ст. 17 Закона N 212-ФЗ в случае, если обнаруженная ошибка не привела к занижению суммы подлежащих уплате страховых взносов.
Уточненный расчет, представленный в орган контроля за уплатой страховых взносов до истечения срока подачи расчета, считается поданным в день подачи уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Если уточненный расчет представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока подачи расчета и срока уплаты страховых взносов, то плательщик освобождается от ответственности в случаях:
- представления уточненного расчета до момента, когда плательщик страховых взносов узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов неотражения или неполноты отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за данный период. Однако при этом плательщик должен до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам уплатить недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени;
- представления уточненного расчета после проведения выездной проверки за соответствующий расчетный период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов.
При этом в ст. 17 Закона N 212-ФЗ имеется в виду освобождение плательщика от ответственности, возникающей по ст. 47 Закона N 212-ФЗ за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов.
Из ст. 17 Закона N 212-ФЗ следует, что плательщики страховых взносов, представляя уточненные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам после истечения установленного законом срока для представления отчетности, не нарушают сроков представления отчетности и не подлежат привлечению к ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ (см. постановление Второго ААС от 14.04.2011 N 02АП-1475/11).
В уточненном расчете плательщикам страховых взносов следует указывать правильные суммы страховых взносов, а не разницу между правильно исчисленными страховыми взносами и суммами, указанными в ранее представленном расчете.
В письме Минздравсоцразвития от 28.05.2010 N 1376-19 разъяснено, что обнаружение в текущем отчетном (расчетном) периоде необходимости удержать с работников выплаты, которые были излишне начислены им в прошлых периодах, либо, наоборот, доначислить выплаты за прошлые периоды не является обнаружением ошибки в исчислении базы для начисления страховых взносов, поскольку в каждом из указанных периодов (прошлом и текущем) база для начисления страховых взносов определялась как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работников именно в том периоде.
Иными словами, доначисление (удержание) дохода сотрудникам за прошлый период в текущем расчетном (отчетном) периоде не является ошибкой в определении базы, облагаемой страховыми взносами, за прошлые отчетные периоды и, соответственно, в размере подлежащих уплате страховых взносов за прошлые отчетные периоды. Следовательно, внесения изменений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за прошлые периоды в рассматриваемых ситуациях не требуется. Соответственно, оснований для представления уточненных расчетов по страховым взносам не возникает, корректировка облагаемой страховыми взносами базы и страховых взносов отражается в представляемой за текущий отчетный период отчетности (в расчете по форме РСВ-1 ПФР) и влияет на итоговое значение остатка страховых взносов, подлежащих уплате на конец отчетного периода.
Обратите также внимание, что согласно второму абзацу ст. 2, второму абзацу ст. 6 Федерального закона от 06.04.2015 N 82-ФЗ для организаций, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерных обществ (АО), отменена обязанность иметь печати, за исключением случаев, когда такая обязанность предусмотрена федеральным законом. В связи с этим, территориальные органы ФСС России не вправе требовать от плательщиков страховых взносов, созданных в форме ООО и АО, проставления печати в расчете по страховым взносам, заверения печатью исправлений в расчете по страховым взносам, а также проставления печати на заявлениях о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов (см. письмо ФСС России от 10.06.2015).
Тема
Отчетность по обязательному социальному страхованию (по 31 декабря 2016 года)
См. также
Лица, производящие выплаты физическим лицам (по 31 декабря 2016 года)
Лица, не производящие выплаты физическим лицам (по 31 декабря 2016 года)
Уточнение персонифицированной отчетности по страховым взносам (по 31 декабря 2016 года)
Энциклопедия судебной практики
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.