Налогообложение имущества иностранных организаций, не ведущих деятельность в РФ через постоянные представительства
Согласно п. 3 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, признается находящееся на территории РФ и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество. См. письма Минфина России от 18.12.2012 N 03-05-05-01/76, от 08.10.2012 N 03-05-05-01/59, ФНС России от 01.06.2012 N БС-4-11/9039.
Если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, с которым у РФ существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, то применяются правила и нормы международных договоров РФ, о приоритете которых по отношению к положениям НК РФ говорится в ст. 7 НК РФ (см. письмо Минфина России от 09.03.2006 N 03-06-01-04/62).
С 2014 года налоговая база в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций определяется как кадастровая стоимость указанных объектов, утвержденная в установленном порядке (пп. 3 п. 1 ст. 378.2 НК РФ). См. также письмо ФНС России от 15.11.2013 N БС-4-11/20611.
В отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, указанных в пп. 3 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу (как и ранее) подлежат уплате в бюджет по месту нахождения объекта недвижимости (п. 6 ст. 383 НК РФ). При этом сумма авансового платежа по налогу в отношении таких объектов недвижимого имущества исчисляется по истечении отчетного периода как 1/4 кадастровой стоимости объекта по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку (пп. 1 п. 12 ст. 378.2 НК РФ, п. 7 ст. 382 НК РФ).
Если по объектам недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также объектам недвижимости иностранных организаций, не относящихся к деятельности таких организаций через постоянные представительства, кадастровая стоимость не определена, то в отношении этих объектов налоговая база принимается равной нулю (п. 14 ст. 378.2 НК РФ). См. также письма Минфина России от 25.01.2017 N 03-05-05-01/3378, от 11.12.2013 N 03-05-05-01/54342.
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на объекты недвижимого имущества иностранных организаций, указанные в ст. 378.2 НК РФ, исчисление суммы налога (авансовых платежей) в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные объекты недвижимого имущества находились в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено ст. 378.2 НК РФ (п. 5 ст. 382 НК РФ). До 1 января 2016 года в письме ФНС России от 23.03.2015 N БС-4-11/4606@ разъяснялось, что при определении этого коэффициента за полный месяц принимается любое количество дней в месяце возникновения права собственности, вне зависимости от порядка определения налоговой базы у предыдущего собственника.
С 1 января 2016 года месяц возникновения (прекращения) права собственности на объект принимается за полный месяц, если возникновение права собственности произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца (п. 5 ст. 382 НК РФ).
Согласно п. 15 ст. 378.2 НК РФ изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Предусмотрены два исключения:
- изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость;
- в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно п. 3 ст. 386 НК РФ налоговые декларации по налогу на имущество представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Иностранная организация (иностранная структура без образования юридического лица), имеющая недвижимое имущество на праве собственности, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, одновременно с декларацией представляет сведения об участниках этой иностранной организации (учредителях иностранной структуры без образования юридического лица) по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода, включая раскрытие порядка косвенного участия (при его наличии) физического лица или публичной компании, в случае, если доля их прямого и (или) косвенного участия в иностранной организации (структуре без образования юридического лица) превышает 5%.
Аналогичная норма содержится и в п. 3.2 ст. 23 НК РФ. Так, иностранные организации, а также иностранные структуры без образования юридического лица, имеющие недвижимое имущество на праве собственности, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, помимо обязанностей, установленных ст. 23 НК РФ, обязаны в случаях и порядке, предусмотренных п. 3 ст. 386 НК РФ, сообщать в налоговый орган по местонахождению объекта недвижимости сведения об участниках этой иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица - сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих). При наличии у иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) нескольких объектов имущества, указанных в п. 3.2 ст. 23 НК РФ, сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения одного из объектов имущества по выбору этого лица.
В случае непредставления налогоплательщиком - иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории РФ через постоянное представительство, налоговой декларации в сроки, установленные ст. 386 НК РФ, налоговый орган определяет на основании имеющейся информации без проведения в отношении указанного налогоплательщика мероприятий налогового контроля не исчисленную налогоплательщиком сумму налога, подлежащую уплате в бюджетную систему РФ. При превышении суммы налога, определенной налоговым органом, над суммой налога, фактически уплаченной иностранной организацией, налоговый орган выявляет в установленном порядке недоимку по налогу (п. 4 ст. 386 НК РФ).
О постановке на учет и уплате налога на имущество иностранными организациями, не осуществляющими деятельность на территории РФ, в налоговых органах Республики Крым и г. Севастополя по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества см. письмо ФНС России от 20.05.2015 N ГД-4-14/8527@.
Тема
Объект обложения налогом на имущество организаций
См. также
Плательщики налога на имущество организаций
Объект обложения налогом на имущество для российских организаций
Налогообложение имущества иностранных организаций, имеющих постоянное представительство в РФ
Налогообложение имущества при исполнении концессионных соглашений
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах