Декларации (расчеты), которые подвергаются камеральной налоговой проверке
Из анализа норм ст. 88 НК РФ следует, что необходимым условием для проведения камеральной проверки является представление налогоплательщиком в налоговый орган налоговой декларации (расчета).
Налоговая декларация (расчет) представляется каждым налогоплательщиком в установленные законодательством о налогах и сборах сроки по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком (абз. 2 п. 1 и п. 6 ст. 80 НК РФ).
Следовательно, основанием для проведения камеральной налоговой проверки являются представленные налогоплательщиками в налоговый орган декларации (расчеты) по НДС, акцизам, по налогу на прибыль, налогу на имущество, водному налогу, НДПИ, налогам, взимаемым в связи с применением спецрежимов (УСН, ЕНВД, ЕСХН), транспортному, земельному и другим налогам.
Не могут являться основой для проведения камеральной налоговой проверки специальная декларация, представленная в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2015 N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", и (или) прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а также сведения, содержащиеся в них. Такие сведения признаются налоговой тайной, а также не могут быть использованы в качестве доказательств при рассмотрении дел о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля (абз. 1 п. 1 ст. 88, абз. 2 п. 4 ст. 101, абз. 3 п. 7 ст. 101.4, п. 8 ст. 102 НК РФ).
Подвергаются камеральной налоговой проверке также:
- единые (упрощенные) налоговые декларации, представляемые в налоговый орган лицом, признаваемым налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющим операций, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах в банках (в кассе организации), и не имеющим по этим налогам объектов налогообложения (п. 2 ст. 80 НК РФ);
- уточненные налоговые декларации, представляемые в порядке, определенном ст. 81 НК РФ (п. 9.1 ст. 88 НК РФ);
Если после представления в налоговый орган единой (упрощенной) налоговой декларации налогоплательщик обнаружит факт неотражения сведений об объектах налогообложения по одному или нескольким налогам и представит в налоговый орган налоговые декларации по соответствующим налогам за тот же период, то в соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ эти налоговые декларации являются уточненными (письма Минфина России от 12.11.2012 N 03-02-07/2-154, от 08.10.2012 N 03-02-07/1-243 и ФНС России от 07.12.2012 N ЕД-4-3/20706@).
- расчеты финансового результата инвестиционного товарищества, представляемые участником договора инвестиционного товарищества - управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета в налоговый орган по месту его учета (абз. 2 п. 1 ст. 88 НК РФ);
- налоговые декларации (расчеты) по консолидированной группе налогоплательщиков, представляемые ответственным участником этой группы (п. 11 ст 88 НК РФ).
Правила, предусмотренные ст. 88 НК РФ, распространяются также на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета), если иное не предусмотрено НК РФ (п. 10 ст. 88 НК РФ).
Поэтому камеральная проверка проводится и в отношении налоговых деклараций и расчетов, представляемых налоговыми агентами:
- по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ);
- по налогу на прибыль организаций (абз. 2 п. 1, п. п. 3, 4 ст. 289 НК РФ);
- по НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ).
Напомним, что начиная с отчетности за 1 квартал 2016 года налоговые агенты по НДФЛ обязаны ежеквартально представлять расчет по форме 6-НДФЛ, в котором обобщается информация о суммах исчисленного и удержанного НДФЛ по всем физическим лицам (абз. 6 п. 1 ст. 80, п. 2 ст. 230 НК РФ). В связи с этим у налоговых органов появилась возможность осуществлять оперативный контроль исчисления и уплаты НДФЛ в рамках камеральных налоговых проверок.
Сведения по форме 2-НДФЛ в соответствии со ст. 80 НК РФ не являются налоговой декларацией (расчетом), и проведение камеральной налоговой проверки указанных сведений НК РФ не предусмотрено.
Следует также учитывать, что начиная с 2017 года налоговыми органами проводятся камеральные налоговые проверки расчетов по страховым взносам на обязательное пенсионное, медицинское страхование и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ). В случае, если в расчете заявлены расходы на выплату страхового обеспечения по ВНиМ, камеральная налоговая проверка проводится совместно с территориальными органами ФСС РФ. При этом ФСС РФ проверяет правильность заявленных расходов в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (п. 13 ст. 88 и ст. 431 НК РФ).
Расчеты по страховым взносам за 2016 год и уточненные расчеты за периоды, истекшие до 2017 года, подлежат представлению в ПФР и ФСС РФ. Камеральные проверки таких расчетов проводят ПФР и ФСС РФ в прежнем порядке (ст.ст 20 и 23 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ).
Сведения о среднесписочной численности, представляемые налогоплательщиками на основании абз. 2-3 п. 3 ст. 80 НК РФ, налоговой декларацией (расчетом) не являются. При этом НК РФ не предусмотрено проведение камеральной проверки на основе справки о среднесписочной численности работников без представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). На это указывают Минфин России (см. письмо от 05.05.2010 N 03-02-08/28) и суды (см., например, постановление Десятого ААС от 03.09.2012 N 10АП-6035/12).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах