Процедура проведения камеральной налоговой проверки
Камеральные налоговые проверки проводятся налоговым органом в отношении всех представленных налоговых деклараций (расчетов). Срок ее проведения - в течение трех месяцев с момента представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета).
На основании п. 4 ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации или расчета, но при условии, если они представлены налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленным форме или формату.
Нарушения, служащие основанием для отказа в приеме налоговых документов, установлены в п.п. 28, 194 Административного регламента, утв. приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н. При наличии таких оснований налоговым органом формируется уведомление об отказе в приеме с указанием выявленных нарушений.
Проверка контрольных соотношений
Начинается камеральная налоговая проверка представленных налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов) и документов (как на бумажных носителях, так и в электронном виде) с ввода их показателей в автоматизированную информационную систему налоговых органов (далее - АИС) в соответствии с регламентом, утвержденным приказом ФНС России от 25.02.2016 N ММВ-7-6/97@.
На этой стадии осуществляется автоматизированный контроль взаимоувязки показателей представленных налоговых деклараций (расчетов) между собой, а также с показателями налоговых деклараций (расчетов) по другим налогам, показателями бухгалтерской отчетности и с информацией, полученной из внешних источников.
В случае, если возникнает необходимость уточнения реквизитов налогового документа, налогоплательщику направляется уведомление об уточнении налогового документа, представленного на бумажном носителе.
Контроль показателей налоговых деклараций (расчетов) осуществляется с использованием внутридокументных и междокументных контрольных соотношений, разработанных налоговыми органами. Результаты такого контроля анализируются при проведении камеральной проверки.
Контрольные соотношения показателей налоговой и бухгалтерской отчетности, используемые налоговыми органами в своей работе, ранее являлись закрытой служебной информацией (за исключением отдельных контрольных соотношений, перечень которых был представлен ФНС России в письме от 21.04.2006 N ММ-6-06/430@).
Однако в целях повышения качества заполнения налоговых деклараций, сокращения количества уточнённых налоговых деклараций, а также оптимизации работы налоговых органов, ФНС России снята пометка "Для служебного пользования" с писем, устанавливающих контрольные соотношения к налоговым декларациям (письма ФНС России от 27.11.2012 N ЕД-4-3/19964@, от 03.04.2014 N ГД-4-3/6043@).
В настоящее время обновленные контрольные соотношения по декларациям ФНС России размещает на своем официальном сайте (см. письма ФНС России от 03.03.2017 N БС-4-21/3897@, от 27.02.2017 N СД-4-3/3482@, N СД-4-3/3484@ и N СД-4-3/3483@, от 07.09.2016 N СД-4-3/16671@, от 14.06.2016 N СД-4-3/10522@, от 30.05.2016 N СД-4-3/9567@, от 13.04.2016 N СД-4-3/6412@, от 13.04.2016 N СД-4-3/6476@, от 10.03.2016 N БС-4-11/3852@, от 24.11.2015 N СД-4-3/20437@, от 27.10.2015 N БС-4-11/18786@, от 14.07.2015 N ЕД-4-3/12317@, от 23.03.2015 N ГД-4-3/4550@, от 30.05.2014 N БС-4-11/10399@, от 25.03.2014 N 11-1-05/0129@).
Разработаны также контрольные соотношения:
- показателей новой формы расчета сумм страховых взносов, представляемой с 2017 года в наловую инспекцию (письмо ФНС России от 13.03.2017 N БС-4-11/4371@);
- проверки реестров сведений, представляемых для подтверждения "нулевой" ставки по НДС (письма ФНС России от 07.02.2017 N ЕД-4-15/2130@, от 19.12.2016 N ЕД-4-15/24309@).
Протоколы ошибок взаимоувязки показателей налоговых деклараций ежедневно формируются и при необходимости распечатываются. Они хранятся в базе данных и используются при проведении проверок отделом камеральных проверок.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки инспектор производит:
- контроль своевременности представления налоговых деклараций (расчетов);
- проверку сопоставимости показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) с показателями налоговой декларации (расчета) предыдущего отчетного (налогового) периода;
- взаимоувязку показателей проверяемой налоговой декларации (расчета) с показателями налоговых деклараций (расчетов) по другим видам налогов и бухгалтерской отчетности;
- проверку достоверности показателей налоговой декларации (расчета) на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации.
Кроме того, проверке подвергается достоверность показателей налоговой декларации (расчета) на основе анализа всей имеющейся у налогового органа информации, а также полнота и качество документов (информации), представленных налогоплательщиком и иными лицами.
По результатам проведенного автоматизированного контроля, сопоставления данных, информации из внешних источников, документов, представленных налогоплательщиком вместе с налоговой декларацией (расчетом), данных информационных ресурсов и т.п. инспектор принимает решение о необходимости проведения других мероприятий налогового контроля (так называемой углубленной камеральной проверки).
При отсутствии необходимости проведения других мероприятий налогового контроля камеральная налоговая проверка заканчивается. При этом акт проверки не оформляется и решение по акту не принимается (п. 5 ст. 88 НК РФ).
Проведение углубленной камеральной проверки
Если в результате автоматизированного арифметического контроля выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить в течение пяти рабочих дней со дня получения требования необходимые пояснения или внести в установленный срок соответствующие исправления (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Запросить необходимые пояснения инспекторы могут и в случае проверки:
- уточненной налоговой декларации (расчета), в которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, указана в размере, меньшем ранее заявленного - в части обоснования изменений соответствующих показателей налоговой декларации (расчета);
- налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка - в части обоснования размера полученного убытка (п. 3 ст. 88 НК РФ).
В этих случаях проводится дальнейшая проверка представленной декларации (расчета) с истребованием документов и проведением иных мероприятий налогового контроля, так называемая углубленная камеральная проверка (см., например, письмо ФНС России от 08.12.2011 N АС-4-2/20776).
Углубленная камеральная проверка в обязательном порядке также проводится при представлении:
- налоговой декларации (расчета), в которой заявлено право на применение налоговых льгот;
- налоговой декларации (расчета), в которой сумма налога (авансового платежа) заявлена к уменьшению или к возмещению, в частности, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога;
- налоговой декларации (расчета) по налогам, связанным с использованием природных ресурсов;
- налоговой декларации (расчета), вместе с которой представлены подтверждающие и иные документы.
Приведенный перечень случаев осуществления камеральной проверки с проведением мероприятий налогового контроля не является исчерпывающим. Налоговый орган может провести углубленную проверку любой представленной налогоплательщиком декларации.
Очередность и перечень необходимых мероприятий налогового контроля определяется налоговыми органами также с учетом группы налогового риска, присвоенной в автоматическом режиме системой управления рисками "СУР АСК НДС-2" налогоплательщикам - юридическим лицам, представившим декларации по НДС, на основании имеющихся у налогового органа сведений о деятельности налогоплательщиков. Согласно письму ФНС России от 03.06.2016 N ЕД-4-15/9933@ в настоящее время такие налогоплательщики распределены на 3 группы налогового риска: высокий, средний, низкий.
В группу с низким налоговым риском отнесены налогоплательщики, которые ведут реальную финансово - хозяйственную деятельность, своевременно и в полном объеме исполняют свои налоговые обязательства перед бюджетом, а также обладают соответствующими ресурсами (активами). Их деятельность может быть проверена плановым выездным налоговым контролем.
В группу с высоким налоговым риском относены налогоплательщики, обладающие признаками организации, используемой для получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе, третьими лицами. Они не обладают достаточными ресурсами (активами) для ведения соответствующей деятельности, не исполняют свои налоговые обязательства или исполняют в минимальном размере.
К среднему налоговому риску относятся налогоплательщики, которые не включены в группы с высоким или низким налоговым риском.
Результаты оценки "СУР АСК НДС-2" используются:
- при определении налоговых деклараций по НДС к возмещению, требующих проведения своевременного полного комплекса мероприятий налогового контроля с целью не допустить возмещение НДС недобросовестным налогоплательщикам, в отношении которых невозможно в дальнейшем провести результативную выездную налоговую проверку (неплатежеспособность, ликвидация после получения возмещения);
- при определении очередности и перечня мероприятий налогового контроля в ходе отработки расхождений, выявленных в налоговых декларациях по НДС к уплате, а также необходимости поиска выгодоприобретателя с целью осуществления своевременного полного комплекса мероприятий налогового контроля для результативной камеральной налоговой проверки и возможности взыскания доначисленных сумм налога.
- при определении роли налогоплательщика при построении схемы поставщиков и покупателей для поиска выгодоприобретателя (отчет "Дерево связей").
Свидетельством проведения углубленной камеральной проверки представленной налоговой декларации является, в частности, выставление инспекцией требования о представлении документов и пояснений и/или назначение иных мероприятий налогового контроля.
Представленные налогоплательщиком пояснения и документы инспектор, проводящий камеральную налоговую проверку, обязан рассмотреть. И если после рассмотрения таких пояснений и документов (либо при их отсутствии) будет установлен факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, то составляется акт проверки (п. 5 ст. 88 и п. 1 ст. 100 НК РФ).
Тема
Порядок проведения камеральной налоговой проверки
См. также
Сообщение о выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибках, противоречиях, несоответствиях
Мероприятия налогового контроля в ходе проведения камеральной налоговой проверки
Документальное оформление результатов камеральной налоговой проверки
Рассмотрение материалов налоговой проверки и вынесение итогового решения по ней
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах