Сроки истребования документов при проведении камеральных налоговых проверок
Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, налоговой декларации по НДС) (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Осуществляется такая проверка на основании налоговой декларации (расчета) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).
При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган истребует у налогоплательщика пояснения и документы в соответствии с п.п. 3, 6, 7, 8-9, 11, 12 ст. 88 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы вправе должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку.
Кроме того, право истребовать документы в установленном ст. ст. 93 и 93.1 НК РФ порядке налоговым органам предоставлено также при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля. Такие мероприятия на основании п. 6 ст. 101 НК РФ могут быть назначены в рамках процедуры рассмотрения акта и иных материалов камеральной налоговой проверки. Соответствующее решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых. На их проведение НК РФ отведен срок, не превышающий один месяц (два месяца - при проверке консолидированной группы налогоплательщиков).
Следовательно, истребовать документы, необходимые для проведения камеральной налоговой проверки, налоговый орган вправе только в ходе ее проведения или в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля (см. письма Минфина России от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75 и от 24.11.2008 N 03-02-07/1-471, УФНС России по Иркутской области от 28.05.2010 N 16-26/010459@).
Правоприменительная практика исходит из того, что по смыслу нормы п. 2 ст. 88 НК РФ налоговый орган обязан осуществить все проверочные мероприятия в отношении принятой им налоговой декларации в установленный для проведения камеральной налоговой проверки трехмесячный срок. Возможности направления в адрес налогоплательщика требования о представлении документов, необходимых для проведения камеральной проверки, по истечении срока, отведенного на проведение такой проверки, НК РФ не предусматривает
Так, Президиум ВАС РФ в постановлении от 17.11.2009 N 10349/09 признал незаконным направление инспекцией требования о представлении документов по истечении срока проведения камеральной проверки (более чем через 11 месяцев после подачи обществом налоговой декларации). Суд указал, что налогоплательщик вправе предполагать, что у налогового органа нет сомнений в правомерности применения заявленных в декларации по НДС налоговых вычетов, если в срок, установленный НК РФ для проведения камеральной налоговой проверки, налоговый орган не обращается к нему с требованием представить документы, подтверждающие их обоснованность.
Впоследствии Пленум ВАС РФ в п. 27 постановления от 30.07.2013 N 57 указал, что истребование у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц (в том числе государственных органов) документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля.
В связи с этим требование о представлении необходимых документов может быть направлено налоговым органом указанным лицам только в пределах сроков, предусмотренных соответственно п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 89 и п. 6 ст. 101 НК РФ.
Принимая во внимание положения п. 4 ст. 101 НК РФ, согласно которым при рассмотрении материалов налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ, доказательства, истребованные налоговым органом после истечения указанных сроков, не могут быть учтены налоговым органом при рассмотрении материалов налоговой проверки.
В свою очередь ФНС России в письме от 22.08.2014 N СА-4-7/16692 разъяснила, что использование доказательств, полученных после окончания налоговой проверки и до составления акта по налоговой проверке, возможно при условии направления требования о представлении документов только в пределах сроков, предусмотренных нормами законодательства о налогах и сборах (ст.ст. 88, 89 НК РФ).
Соответственно, если налоговый орган направит требование о представлении документов по истечении срока проведения камеральной проверки, налогоплательщик вправе в силу пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ не выполнять такое требование, как не соответствующее НК РФ, сообщив об этом в налоговый орган.
Окружные суды в большинстве случаев поддерживают налогоплательщиков, указывая на неправомерность направления требования о представлении документов по истечении срока камеральной проверки (см. постановления ФАС Московского округа от 21.03.2011 N Ф05-1353/11, от 05.04.2010 N КА-А40/2912-09, а также Девятого ААС от 21.09.2012 N 09АП-25221/12 (оставлено в силе постановлением ФАС Московского округа от 18.01.2013 N Ф05-15468/12), от 04.09.2012 N 09АП-24606/12 (оставлено в силе постановлением ФАС Московского округа от 21.01.2013 N Ф05-15454/12) и от 25.12.2008 N 09АП-16736/2008).
Из п. 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 следует, что установленный ст. 88 НК РФ срок не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию. Проведение камеральной налоговой проверки за пределами этого срока само по себе не может повлечь отказ в удовлетворении требования налогового органа о взыскании налога и пеней, предъявленного с соблюдением сроков взыскания.
В связи с этим арбитражные суды ранее допускали возможность истребования налоговым органом документов и после истечения срока камеральной проверки (см. постановления ФАС Московского округа от 14.05.2010 N КА-А40/4445-10, Девятого ААС от 12.11.2010 N 09АП-21987/2010).
Тема
Истребование документов при проведении камеральных налоговых проверок
Формы документов
Сообщение об оставлении без исполнения требования налогового органа о предоставлении документов
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах