Повторное истребование документов налоговым органом
В силу прямой нормы п. 5 ст. 93 НК РФ в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков) следующие документы:
- документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков), а также
- документы, представленные в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга.
Запрет на истребование документов, представленных в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга, установлен в п. 5 ст. 93 НК РФ с 1 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 04.11.2014 N 348-ФЗ (далее - Закон N 348-ФЗ).
Указанное ограничение не распространяется на случаи:
- когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу;
- когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.
При получении требования о представлении документов, которые ранее были уже представлены, налогоплательщику необходимо учитывать следующее.
1) Не подлежат повторному истребованию только документы, представленные ранее в инспекцию в рамках камеральных или выездных налоговых проверок данного налогоплательщика (консолидированной группы налогоплательщиков), а также документы, представленные в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга.
При этом положение п. 5 ст. 93 НК РФ не подлежит расширительному толкованию и не распространяется на случаи представления налогоплательщиком документов вне рамок проведения налоговой проверки (письмо ФНС России от 04.12.2015 N ЕД-16-2/304).
Таким образом, действующим законодательством о налогах и сборах не установлено ограничение на повторное истребование у проверяемого лица:
- документов, ранее представленных в налоговые органы в рамках запроса по конкретной сделке вне рамок проведения налоговых проверок в соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ (письмо ФНС России от 04.12.2015 N ЕД-16-2/304);
- документов, касающихся деятельности контрагента налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), представленных ранее налогоплательщиком в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 28.01.2013 N Ф07-2107/12, Девятого ААС от 23.12.2013 N 09АП-41566/13).
- документов, которые были истребованы в рамках иных мероприятий налогового контроля. Так, например, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 31.01.2012 N Ф07-584/11 согласился с выводами контролеров о том, что повторное истребование в рамках выездной налоговой проверки журнала кассира-операциониста, представленного ранее в налоговый орган при снятии ККМ с учета, не подпадает под ограничение, установленное п. 5 ст. 93 НК РФ.
2) Норма п. 5 ст. 93 НК РФ действует с 01 января 2010 года и применяется в отношении документов, представляемых в налоговые органы после этой даты (ч. 3 и ч. 15 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).
Следовательно, указанное ограничение действует с 2010 года в отношении всех документов, представленных в налоговый орган в рамках камеральных и выездных проверок, в том числе, представленных до 2010 года.
Вместе с тем, согласно позиции контролирующих органов, такое ограничение действует только в отношении документов, представленных в инспекцию с 2010 года (см. например, письмо Минфина РФ от 21.01.2013 N 03-02-07/1-12, письмо ФНС России от 03.09.2010 N АС-37-2/10613@, вопрос 3).
Суды не соглашаются с контролерами, указывая, что с этой даты п. 5 ст. 93 НК РФ введено ограничение права налогового органа на истребование документов, а не устранена обязанность налогоплательщика по представлению документов. Поэтому признают неправомерным также и повторное истребование документов, представленных до 2010 года (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 23.05.2013 N Ф07-2023/13, ФАС Московского округа от 25.05.2012 N Ф05-2795/12 и от 29.06.2011 N Ф05-5322/11, ФАС Поволжского округа от 09.08.2011 N Ф06-6432/11).
В отношении действия нормы п. 5 ст. 93 НК РФ в части запрета на повторное истребование документов, представленных в ходе проведения налогового мониторинга, необходимо учитывать следующее.
Возможность проведения такой формы налогового контроля как налоговый мониторинг предусмотрена в НК РФ с 1 января 2015 года (п. 1 ст. 82 НК РФ в редакции Закона N 348-ФЗ). При этом исходя из ст.ст. 105.26-105.27 НК РФ проводится налоговый мониторинг на добровольной основе. Решение о его проведении выносится налоговым органом по результатам рассмотрения соответствующего заявления организации. Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором организация представила в налоговый орган заявление о его проведении. С учетом названных норм, право подать заявление о проведении налогового мониторинга у организации возникает в 2015 году, а первым периодом, за который может проводиться налоговый мониторинг в соответствии с НК РФ, является 2016 год. Следовательно, положение п. 5 ст. 93 НК РФ в части запрета на повторное истребование документов, представленных в ходе проведения налогового мониторинга, фактически начинает "работать" с 2016 года.
3) Применение положений п. 5 ст. 93 НК РФ не зависит от количества мест постановки на учет налогоплательщика в налоговых органах.
Как разъяснил Минфин России в письме от 21.01.2013 N 03-02-07/1-12, если налогоплательщиком после 31.12.2009 были представлены в рамках налоговой проверки в налоговый орган по месту своего нахождения копии документов, повторное представление копий указанных документов, в том числе в налоговый орган по месту учета такой организации в качестве крупнейшего налогоплательщика, возможно только в случаях, указанных в п. 5 ст. 93 НК РФ.
Отметим, что на основании данной нормы суды считают, что истребование у налогоплательщика копий с документов, которые находятся в распоряжении налогового органа, является неправомерным по причине невозможности его фактического исполнения. Например, в результате их выемки (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.04.2012 N Ф04-863/12).
А в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21.02.2013 N Ф07-46/13 судьи признали неправомерным истребование копий с документов, переданных инспекторам при проведения выездной налоговой проверки, указав, что факт наличия доступа сотрудников общества к оригиналам переданных инспекции документам не подтверждает возврата указанных документов обществу и, соответственно, не исключает действия п. 5 ст. 93 НК РФ (см. также постановление Восьмого ААС от 18.12.2014 N 08АП-11892/14).
Кроме того, в рамках камеральной проверки уточненной налоговой декларации не могут быть повторно истребованы документы, ранее полученные налоговым органом при проверке первичной декларации (п. 9.1 ст. 88 и п. 5 ст. 93 НК РФ, постановление ФАС Поволжского округа от 26.01.2012 N Ф06-12023/11).
Вместе с тем отсутствует ограничение по истребованию у налогоплательщика документов, которые имеются у налогового органа в связи с тем, что в рамках финансово - хозяйственных отношений с проверяемым налогоплательщиком налоговый орган являлся его контрагентом (см., например, решение ФНС России по жалобе налогоплательщика от 03.07.2014 N 174).
С 1 января 2011 года ограничение на повторное истребование документов, установленное в п. 5 ст. 93 НК РФ, применяется также и в отношении документов, запрашиваемых налоговым органом в соответствии со ст. 93.1 НК РФ в рамках встречных проверок в отношении контрагентов налогоплательщика. Соответствующие изменения внесены в абз. 3 п. 5 ст. 93.1 НК РФ Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ.
Согласно абз. 3 п. 5 ст. 93.1 НК РФ истребуемые налоговым органом документы представляются с учетом положений, предусмотренных пунктами 2 и 5 ст. 93 НК РФ.
Положения п. 5 ст. 93.1 НК РФ о запрете на повторное истребование документов применяются в отношении документов, представляемых в налоговые органы после 1 января 2011 года (п. 8 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ).
При этом с учетом отсылки к норме п. 5 ст. 93 НК РФ речь идет об ограничении повторного истребования только тех документов, которые ранее были представлены налогоплательщиком в налоговые органы при проведении в отношении него камеральных или выездных налоговых проверок, а также документов, представленных в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга, за исключением случаев, указанных в п. 5 ст. 93 НК РФ (см. письма Минфина России от 11.02.2015 N 03-02-07/1/5991, от 26.08.2013 N 03-02-07/1/35025).
Ограничение на повторное истребование документов, представленных налогоплательщиком ранее в соответствии со ст. 93.1 НК РФ, в НК РФ отсутствует. И уже существуют судебные решения, в которых судьи признают необоснованным отказ налогоплательщика представить документы, которые частично были ранее представлены в рамках встречной проверки этого же контрагента (см, например, постановление Одиннадцатого ААС от 05.08.2014 N 11АП-10085/14, оставлено в силе постановлением АС Поволжского округа от 24.11.2014 N Ф06-17227/2013).
С целью обеспечения своих прав и контроля выполнения налоговыми органами ограничения на повторное истребование документов, предусмотренного п. 5 ст. 93 НК РФ, налогоплательщикам желательно иметь документ, подтверждающий их представление, с отметкой налогового органа о получении. Таким документом может быть акт приема-передачи документов либо сопроводительное письмо и опись представляемых документов, в которых указаны номер и дата требования, в ответ на которое представляются документы, и подробные сведения о представленных документах, позволяющие их идентифицировать (наименование каждого документа, период, за который они представлены, количество страниц, общее количество представленных документов и т.п.).
Учитывая изложенное, если налоговые органы повторно запрашивают ранее представленные документы, налогоплательщик вправе обжаловать такое требование в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном разделом VII НК РФ, приложив к жалобе копии требований по представлению одних и тех же документов (первоначальное и вновь полученное).
Темы
Истребование документов при проведении камеральных налоговых проверок
Истребование документов у налогоплательщика при проведении выездных налоговых проверок
См. также
Истребование документов при проведении налогового мониторинга
Формы документов
Сопроводительное письмо к документам, представляемым по требованию налогового органа
Жалоба об отмене требования налогового органа о повторном предоставлении документов
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах