Порядок и сроки вручения акта налоговой проверки
Акт налоговой проверки должен быть составлен в установленные п. 1 ст. 100 НК РФ сроки:
- по результатам камеральной налоговой проверки - в течение 10 рабочих дней после ее окончания, но только в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах. Если такие нарушения не выявлены, акт проверки не составляется;
- по результатам выездной налоговой проверки - в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке;
- по результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков - в течение 3 месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке.
Акт подписывается лицами, проводившими соответствующую налоговую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт подписывается ответственным участником этой группы (его представителем).
Акт налоговой проверки в течение 5 рабочих дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков кт налоговой проверки вручается в таком же порядке ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков в течение 10 рабочих дней (п. 5 ст. 100 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Течение срока начинается на следующий день после его подписания (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).
Дата вручения акта налоговой проверки налогоплательщику имеет процессуальное значение, поскольку от этой даты исчисляются сроки представления налогоплательщиком письменных возражений (в случае несогласия с изложенными в акте налоговой проверки фактами и выводами проверяющих), а также дальнейшие сроки проведения налоговым органом процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, установленные п. 6 ст. 100 и п. 1 ст. 101 НК РФ.
Дата акта налоговой проверки указывается в его вводной части. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку (пп. 1 п. 3 ст. 100 НК РФ).
В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. При этом датой вручения этого акта считается шестой рабочий день считая с даты отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Течение срока начинается на следующий день после отправки акта по почте (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).
В акте при наличии соответствующих фактов отражается:
- запись об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя (ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков) подписать Акт;
- факт вручения под расписку акта и извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки на бумажном носителе;
- факт уклонения лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя, от получения акта;
- факт направления акта и извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки заказным письмом по почте.
При наличии таких фактов соответствующие записи проставляются на всех экземплярах акта (п. 4 Требований к составлению акта налоговой проверки, утвержденных приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@).
Поскольку в п. 5 ст. 100 НК РФ специальный срок для направления акта по почте не установлен, Пленум ВАС РФ в абз. 2 п. 29 постановления от 30.07.2013 N 57 указал, что данные действия должны быть совершены налоговым органом также в пределах 5 дней со дня составления акта.
ФНС России в письме от 22.08.2014 N СА-4-7/16692 рекомендовала территориальным налоговым органам с целью соблюдения положений ст.ст. 101 и 101.4 НК РФ вручать:
- уведомление о возможности получения акта выездной налоговой проверки - вместе со справкой о проведенной выездной налоговой проверке;
- уведомление о возможности получения документов по результатам камеральной налоговой проверки (в том числе акта камеральной налоговой проверки) - вместе с требованием о представлении документов.
Заметим, что направление акта налоговой проверки по почте не гарантирует его фактическое получение налогоплательщиком. Поэтому в п. 5 ст. 100 НК РФ возможность направления акта проверки по почте предусмотрена в случае уклонения проверяемого лица от его получения.
Факт такого уклонения должен быть подтвержден налоговым органом. В противном случае суды могут прийти к выводу, что налогоплательщик был лишен возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки и ему не была обеспечена возможность представить объяснения, что в силу п. 14 ст. 101 НК РФ является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки и основанием для признания решения, вынесенного по итогам проверки, недействительным (см. постановления ФАС Московского округа от 20.01.2014 N Ф05-16692/13, от 21.09.2011 N Ф05-9427/11, ФАС Северо-Западного округа от 31.05.2012 N Ф07-359/12, ФАС Северо-Кавказского округа от 11.05.2011 по делу N А53-16193/2010).
На практике налоговые органы предварительно направляют налогоплательщику уведомление о необходимости явиться для получения акта проверки, а в случае его неявки в указанный срок отправляют акт по почте. В таком случае суды не усматривают нарушений процедуры вручения акта (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 23.06.2009 N Ф09-4146/09-С3).
Не усматривают нарушений судьи и в случае приглашения налогоплательщика в инспекцию по телефону для вручения акта проверки (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.11.2013 N А67-8492/2012).
Если же нарушение процедуры вручения акта налоговой проверки не лишило налогоплательщика права на участие в рассмотрении материалов проверки и представление объяснений, суды приходят к выводу, что направление акта налоговой проверки по почте не свидетельствует о нарушении прав налогоплательщика и само по себе не влечет незаконность решения, принятого инспекцией. Не является безусловным основанием для отмены решений инспекции и нарушение пятидневного срока направления акта проверки налогоплательщику (постановление АС Северо-Кавказского округа от 07.04.2016 N Ф08-1546/16).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах