Пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджет и т.п. (в целях налогообложения прибыли)
Перечень расходов, которые не уменьшают полученные организацией доходы в целях налогообложения прибыли, установлен ст. 270 НК РФ. В частности, к расходам, которые не учитываются при налогообложении, относятся пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), проценты, подлежащие уплате в бюджет в соответствии со ст. 176.1 НК РФ, а также взимаемые государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций. Так, например, не учитываются при расчете налоговой базы санкции, наложенные государственными организациями в соответствии с закрепленными за ними правами:
- пени за просрочку арендных платежей по аренде имущества, находящегося в государственной собственности, уплаченные арендатором в федеральный бюджет (см. письмо Минфина России от 10.11.2005 N 03-03-04/4/83);
- административные штрафы, предъявленные налогоплательщику уполномоченными органами по контролю за соблюдением строительными организациями установленных правил осуществления строительных работ (см. письмо УФНС по г. Москве от 22.12.2005 N 20-12/95332);
- исполнительский сбор (см. письма Минфина РФ от 08.04.2009 N 03-03-06/1/227 и от 06.10.2005 N 03-03-04/1/159, письмо УФНС по г. Москве от 09.08.2005 N 20-12/56815 и постановления ФАС Северо-Западного округа от 25.06.2007 N А56-51992/2005, ФАС Поволжского округа от 24.05.2007 N А49-4493/2006-26, ФАС Уральского округа от 18.11.2008 N Ф09-8443/08-С3);
- штрафные санкции за нарушение лицензионных условий, начисленные в соответствии с КоАП РФ (см. письмо Минфина России от 18.04.2011 N 03-03-06/1/247);
- штрафы, уплачиваемые за несвоевременное представление отчетности о наличии запасов материальных ценностей государственного резерва (см. письмо Минфина России от 12.03.2010 N 03-03-06/1/127);
- выплаты за невыполнение требования законодательства о социальной защите инвалидов (см. письма Минфина России от 24.04.2008 N 03-03-06/1/294, от 11.01.2011 N 03-03-06/2/1, ФНС от 22.06.2010 N ШС-37-3/4638@, УФНС России по г. Москве от 22.03.2011 N 16-15/026835@). По мнению контролирующих органов, эти выплаты являются своеобразной санкцией государства к тем работодателям, которые по каким-то причинам не смогли трудоустроить граждан, особо нуждающихся в социальной защите, следовательно, к таким выплатам можно применить норму п. 2 ст. 270 НК РФ.
Отметим, что возвращенные налогоплательщикам из бюджета суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, пеней, штрафных санкций не учитываются в составе доходов, подлежащих учету для целей исчисления налога на прибыль организаций, так как эти суммы не являются экономической выгодой, определяемой в соответствии со ст. 41 НК РФ (см. письмо Минфина России от 31.08.2012 N 03-03-06/1/452).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах