Налоговые ставки по земельному налогу
Согласно п. 1 ст. 394 НК РФ ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства. Причем, по мнению представителей Минфина России, к земельным участкам, отнесенным к землям сельхозназначения, но фактически не используемым для сельскохозяйственного производства, пониженная ставка не применяется (см. письма Минфина России от 16.07.2014 N 03-05-04-02/34879, от 19.04.2013 N 03-05-04-02/13520, от 21.05.2012 N 03-05-05-02/74, от 08.02.2012 N 03-05-06-02/09, от 12.01.2012 N 03-05-04-02/03). Такое же мнение отражено, в частности, в определении ВАС РФ от 22.03.2011 N ВАС-2745/11 и в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 17.12.2010 N А26-3024/2010;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилфонду и к объектам жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (см. также письма Минфина России от 26.02.2013 N 03-05-06-02/28, от 25.12.2007 N 03-05-06-02/137). При этом в отношении земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, вне зависимости от факта использования участка для этих целей исчисление земельного налога производится исходя из ставки, не превышающей 0,3% и кадастровой стоимости, и повышающих коэффициентов, установленных п. 15 ст. 396 НК РФ (см. письмо Минфина России 23.04.2010 N 03-05-05-02/27, п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54);
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства. Минфин России разъясняет, что при исчислении земельного налога в отношении земельного участка с разрешенным использованием "для дачного строительства" должна применяться такая же налоговая ставка, как и в отношении земельного участка с разрешенным использованием "для дачного хозяйства" (см. письма Минфина России от 30.01.2012 N 03-05-06-02/05, от 04.03.2010 N 03-05-05-02/12). Однако если такие земельные участки принадлежат коммерческим организациям на праве собственности, в отношении них не может применяться ставка, установленная в отношении участков, предоставленных (приобретенных) для дачного хозяйства. Такие разъяснения приведены специалистами Минфина России в письмах от 28.08.2013 N 03-05-05-02/35283, от 11.02.2013 N 03-05-04-02/3224, от 15.11.2012 N 03-05-05-02/115, от 21.05.2012 N 03-05-05-02/74, от 08.02.2012 N 03-05-06-02/09.
Суды также придерживаются мнения, что использование льготного налогообложения по ставке 0,3% допускается в отношении тех земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан (см. определение ВАС РФ от 22.03.2011 N ВАС-2745/11, постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.12.2010 N А26-3024/2010, постановление Тринадцатого ААС от 14.09.2010 N А26-3024/201).
- в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. До 1 января 2013 года указанные земельные участки не признавались объектом обложения земельным налогом. См. письма Минфина России от 16.09.2013 N 03-05-05-02/38212, от 26.02.2013 N 03-05-04-02/5453, от 14.01.2013 N 03-05-04-04/01, от 25.12.2012 N 03-05-05-02/125.
При заполнении раздела 2 "Расчет налоговой базы и суммы земельного налога" по строке с кодом 030 указывается код категории земли. При этом для Участков, относящихся к категории земель "Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи...", при заполнении декларации могут использоваться, в частности, группировочные коды: 003003000060 - "земли обороны"; 003003000070 - "земли безопасности"; 003003000080 - "земли иного специального назначения".
Наряду с ними в отношении участков, относящихся к землям для обеспечения таможенных нужд, может использоваться дополнительный группировочный код 003008000010 - "земли для обеспечения таможенных нужд". Для земель населенных пунктов - 003002000110 - "земли для обеспечения обороны в населенных пунктах"; 003002000120 - "земли для обеспечения безопасности в населенных пунктах"; 003002000130 - "земли для обеспечения таможенных нужд в населенных пунктах".
См. письмо ФНС России от 23.03.2018 N БС-4-21/5440@.
В отношении прочих земельных участков налоговая ставка по земельному налогу не может превышать 1,5%.
По вопросам, связанным с определением вида разрешенного использования земельного участка, Минфин России рекомендует обращаться в Минэкономразвития России (см. письмо от 31.05.2012 N 03-05-04-02/51).
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований (п. 2 ст. 394 НК РФ). См. также письма Минфина России от 11.03.2016 N 03-05-06-02/13439, от 13.02.2013 N 03-05-06-02/3761.
См. ставки земельного налога, установленные в отдельных муниципальных образованиях.
По вопросам применения налоговых ставок по земельному налогу, установленных местными властями (властями городов федерального значения), представители Минфина России и ФНС предлагают налогоплательщикам обращаться в финансовые органы соответствующих муниципальных образований (см. письма Минфина России от 12.09.2012 N 03-05-05-02/93, от 15.02.2012 N 03-05-05-02/08, от 25.12.2007 N 03-05-06-02/137, ФНС России от 05.05.2010 N ШС-37-3/1209).
Если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в п. 1 ст. 394 НК РФ. Это следует из п. 3 ст. 394 НК РФ.
При утверждении органом местного самоуправления новых ставок по земельному налогу нормативным актом, положения которого распространяются на прошлые налоговые периоды, вновь утвержденные ставки применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, если улучшается положение налогоплательщика (см. письмо ФНС России от 29.05.2013 N БС-4-11/9688).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах