Виды обеспечительных мер, применяемых налоговыми органами в целях исполнения итогового решения по налоговой проверке
Для обеспечения возможности исполнения принятого по итогам налоговой проверки решения о привлечении (или об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, руководитель налогового органа (его заместитель) вправе принять обеспечительные меры (абз. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ).
Пунктом 10 ст. 101 НК РФ предусмотрена возможность применения в этом случае следующих обеспечительных мер:
1) запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
2) приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ.
1. Запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа (абз. 4-9 п. 10 ст. 101 НК РФ) означает, что налогоплательщик, к которому применена данная обеспечительная мера, не вправе без санкции налогового органа продать, подарить или передать в залог определенную часть своего имущества .
Запрет на отчуждение (передачу в залог) производится последовательно в отношении:
недвижимого имущества, в том числе не участвующего в производстве продукции (работ, услуг);
транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений;
иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов;
готовой продукции, сырья и материалов.
При этом запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества каждой последующей группы применяется в случае, если совокупная стоимость имущества из предыдущих групп меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности (или решения об отказе в привлечении) за совершение налогового правонарушения.
Иными словами, при введении запрета налоговые органы должны сначала определить стоимость имущества первой группы (недвижимости) и сравнить эту стоимость с общей суммой недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате по итоговому решению. Если стоимость недвижимости больше суммы недоимки, пеней, штрафов, то вводится запрет на отчуждение только недвижимости.
Если же стоимость недвижимости окажется меньше (или она отсутствует), запрет может быть распространен на вторую группу. При недостаточности средств с учетом стоимости второй группы - на третью группу, а затем на четвертую.
Стоимость имущества определяется по данным бухгалтерского учета налогоплательщика.
В случае, если стоимость имущества налогоплательщика меньше суммы его долга перед бюджетом по решению о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности, налоговый орган вправе приостановить операции по счетам в банке.
2. Приостановление операций по счетам в банке (абз. 10-12 п. 10 ст. 101 НК РФ) - это мера, которая в данном случае может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) всего имущества налогоплательщика и в случае, если совокупная стоимость такого имущества меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов по решению о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения .
Налоговые органы вправе заблокировать только ту часть средств на банковском счете, которая соответствует разнице между общей суммой долга перед бюджетом по решению о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности и стоимостью всего имущества налогоплательщика, не подлежащего отчуждению (передаче в залог).
Приостановление операций по счетам в банке в качестве обеспечительной меры в целях исполнения итогового решения по налоговой проверке производится в общем порядке, установленном ст. 76 НК РФ.
Замена обеспечительных мер
По просьбе лица, в отношении которого было вынесено решение о принятии обеспечительных мер, налоговый орган вправе заменить указанные обеспечительные меры на (п. 11 ст. 101 НК РФ):
1) банковскую гарантию, подтверждающую, что банк обязуется уплатить сумму недоимки и соответствующих пеней и штрафов, указанные в решении о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, в случае неуплаты этих сумм налогоплательщиком в установленный налоговым органом срок;
2) залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или залог иного имущества, оформленный в порядке, предусмотренном ст. 73 НК РФ;
3) поручительство третьего лица, оформленное в порядке, предусмотренном ст. 74 НК РФ.
Решение о замене обеспечительных мер принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по его усмотрению.
Налоговые органы не вправе отказать в замене обеспечительных мер при предоставлении налогоплательщиком действующей банковской гарантии на сумму, подлежащую уплате в бюджетную систему РФ на основании решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения. При этом банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным ст. 74.1 НК РФ требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (п. 12 ст. 101, п. 4 ст. 176.1 НК РФ). Указанный перечень банков ведется Минфином России в соответствии с п. 3 ст. 74.1 НК РФ на основании сведений, полученных от Центрального банка РФ, и подлежит размещению на официальном сайте Минфина России в сети "Интернет".
Принятое налоговым органом решение о замене обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения (абз. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).
Решения о принятии обеспечительных мер, об отмене и о замене обеспечительных мер должны быть составлены по формам, утвержденным приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.
Тема
Применение обеспечительных мер в целях исполнения принятого по итогам налоговой проверки решения
См. также
Формы документов
Заявление о замене обеспечительных мер на банковскую гарантию
Заявление о замене обеспечительных мер на залог ценных бумаг, иного имущества
Заявление о замене обеспечительных мер на поручительство третьего лица
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах