Применение обеспечительных мер в целях исполнения принятого по итогам налоговой проверки решения
После вынесения по итогам налоговой проверки решения о привлечении (или об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры (абз. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ).
Действующее законодательство не обязывает применять обеспечительные меры при любом доначислении налогов и сборов по итогам налоговой проверки, это возможно при определенных условиях.
Обеспечительные меры могут быть приняты, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение итогового решения по налоговой проверке (абз. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ).
Такие меры направлены на оперативную защиту интересов бюджета с целью сохранения источника, за счет которого могут быть погашены суммы недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении по результатам налоговой проверки. В частности, для предотвращения ситуаций, когда вследствие истечения определенного времени на процедуру принудительного взыскания налогов во внесудебном порядке может возникнуть затруднительность либо невозможность исполнения принятого решения налогового органа по причине отчуждения (иного вывода) налогоплательщиком своих активов (постановления ФАС Северо-Западного округа от 16.12.2011 N Ф07-174/11, от 10.03.2010 N Ф07-13572/2009, разъяснения УФНС России по Краснодарскому краю от 23.03.2012 "О порядке применения обеспечительных мер").
Применение обеспечительных мер налоговым органом возможно до вступления в силу решения о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (письмо Минфина России от 16.11.2011 N 03-02-07/1-394, ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309 (вопрос 14), постановление Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 N 16551/11).
О принятии обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение. Решение вступает в силу со дня его вынесения и действует до дня исполнения решения о привлечении (или об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня его отмены.
Решение о принятии обеспечительных мер может быть отменено руководителем (заместителем) налогового органа. Отмена оформляется отдельным решением, которое вступает в силу со дня его вынесения (абз. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).
Налогоплательщик имеет право обжаловать решение о принятии обеспечительных мер (ст. ст. 137, 138 НК РФ). В этом случае оно может быть отменено вышестоящим налоговым органом или судом.
Обеспечительными мерами, направленными на обеспечение возможности исполнения вынесенного по итогам налоговой проверки решения о привлечении (или об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, могут быть:
- запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа;
- приостановление операций по счетам в банке (п. 10 ст. 101 НК РФ).
По просьбе лица, в отношении которого было вынесено решение о принятии обеспечительных мер, руководитель налогового органа (его заместитель) вправе заменить указанные обеспечительные меры на :
- банковскую гарантию;
- залог ценных бумаг;
- поручительство третьего лица (п. 11 ст. 101 НК РФ).
Решение о замене обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения (абз. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).
Принимаемые налоговым органом решения о принятии обеспечительных мер, об отмене и о замене обеспечительных мер должны быть оформлены по формам, утвержденным приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.
Копию решения о принятии обеспечительных мер и копию решения об отмене обеспечительных мер налоговый орган обязан вручить лицу, в отношении которого вынесено указанное решение. Сделать это налоговый орган должен в течение пяти рабочих дней с даты вынесения решения (п. 6 ст. 6.1, абз. 1 п. 13 ст. 101 НК РФ).
В отношении решения о замене обеспечительных мер аналогичное требование о вручении его копии налогоплательщику в НК РФ отсутствует (п. 10 письма ФНС России от 03.09.2010 N АС-37-2/10613@).
Решение по обеспечительным мерам налоговый орган может вручить под расписку или передать иным способом, который подтверждает дату получения налогоплательщиком соответствующего решения.
Также налоговый орган может направить копию решения по почте заказным письмом. В этом случае оно будет считаться полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 6.1, абз. 2 п. 13 ст. 101 НК РФ)*(1).
_____________________________
*(1) Правило исчисления срока получения решения по почте (в течение шести дней с даты направления заказного письма) введено в НК РФ Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ и действует со 2 сентября 2010 года. До этой даты положения НК РФ не регулировали вопрос о дате вручения решения, если налоговый орган направил его по почте. В том периоде указанная дата определялась на основании уведомления о вручении письма (письмо Минфина России от 15.04.2009 N 03-02-07/1-185).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах