Определение размера штрафа при привлечении организаций и индивидуальных предпринимателей к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ
Санкции, установленные п. 2 ст. 116 НК РФ, находятся в прямой зависимости от величины дохода, полученного правонарушителем за период осуществления деятельности без постановки на налоговый учет.
В связи с этим основным обстоятельством, подлежащим доказыванию налоговым органом при привлечении лиц к ответственности, установленной п. 2 ст. 116 НК РФ, является размер дохода, полученного организацией за ведение деятельности без постановки на учет за проверяемый период. При этом в случае, когда налоговый орган не в состоянии определить реальный доход, полученный от деятельности организации, суд может отказать налоговому органу в привлечении налогоплательщика к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ (постановление ФАС Московского округа от 25.07.2012 N Ф05-7865/12, от 15.01.2007 N КА-А41/13083-06).
В то же время есть примеры судебных решений, из которых следует, что ответственность за ведение организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности без постановки на учет в налоговом органе должна применяться независимо от наличия или отсутствия дохода от этой деятельности и причины непостановки на учет. С этой целью НК РФ предусмотрен минимальный размер штрафа - 40000 руб., не зависящий от наличия и размера дохода в период деятельности без постановки на учет (см. постановление ФАС Поволжского округа от 30.09.2009 N А06-980/2009).
При этом по мнению Минфина России, выраженному в письме от 26.11.2008 N 03-02-07/1-477, при определении размера штрафа от доходов, полученных в период деятельности организации без постановки на учет в налоговом органе, следует учитывать доход, определяемый в порядке, предусмотренном в п. 1 ст. 248 НК РФ. Отметим, что указанное письмо касалось особенностей постановки на учет в налоговом органе организации по месту нахождения обособленного подразделения и привлечению ее к ответственности, предусмотренной ст. 117 НК РФ, за неисполнение данной обязанности.
Аналогичным образом (исходя из размера выручки, полученной при осуществлении деятельности без постановки на учет (например, на основании фискальных отчетов контрольно-кассовой техники)) определяется размер штрафа и в отношении налогоплательщиков ЕНВД (постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.06.2010 N Ф07-5456/2010).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах