Порядок определения налоговой базы по земельному налогу
В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговая база для исчисления земельного налога определяется на конкретную дату (1 января) и, в общем случае, не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода.
В случае, когда в налоговом периоде не меняется правообладатель земельного участка, но изменяются вид разрешенного использования земельного участка и его кадастровая стоимость, для целей налогообложения кадастровая стоимость и ставка налога должны применяться исходя из данных ЕГРН и документов на земельный участок, действующих на 1 января налогового периода. Это значит, что налоговая база и ставка налога могут измениться только со следующего налогового периода (если не произошло пересмотра результатов кадастровой оценки земель вследствие исправления технических ошибок либо судебного решения, внесенных обратным числом на указанную дату) (см. письма ФНС России от 15.04.2014 N БС-4-11/7177, Минфина России от 10.10.2012 N 03-05-05-02/104, от 09.10.2012 N 03-05-05-02/101, от 05.10.2012 N 03-05-05-02/101, от 19.11.2010 N 03-05-06-02/116).
Однако если изменения в ЕГРН в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, внесены по состоянию на 1 января года, являющегося текущим или предшествующим налоговым периодом, то исчисление земельного налога должно осуществляться с применением указанной кадастровой стоимости за весь налоговый период, по состоянию на 1 января которого были внесены изменения в реестр, а также за все последующие налоговые периоды (см. письма Минфина России от 05.09.2013 N 03-05-05-02/36540, от 16.07.2013 N 03-05-04-02/27809).
По земельному участку, образованному в течение календарного года, налоговая база в этом налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка (второй абзац п. 1 ст. 391 НК РФ).
Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения). При этом в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения), налоговая база определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.
Порядок опредления налоговой базы при изменении кадастровой стоимости установлен абзацами четвертым - шестым п. 1 ст. 391 НК РФ). Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 391 НК РФ. Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость. В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной такими решениями, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. См. также письмо Минфина России от 16.01.2015 N 03-05-05-02/633.
Согласно п. 2 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в случаях:
- когда налогоплательщиками признаются разные лица;
- когда установлены различные ставки земельного налога.
См. также письмо Минфина России от 26.02.2013 N 03-05-06-02/28.
Если в отношении земельного участка установлено несколько видов разрешенного использования, следует применять налоговую ставку, установленную в отношении того вида разрешенного использования, которому соответствует утвержденная для данного земельного участка кадастровая стоимость (см. письма Минфина России от 24.02.2009 N 03-05-04-02/15, от 25.06.2009 N 03-05-04-02/46).
Тема
Налоговая база по земельному налогу
См. также
Определение налоговой базы по земельному налогу организациями
Определение налоговой базы по земельному налогу для физических лиц
Налоговые ставки по земельному налогу
Энциклопедия судебной практики
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах