Освобождение от обложения транспортным налогом пассажирских и грузовых морских, речных и воздушных судов
Согласно пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок не подлежат обложению транспортным налогом.
Характеристики указанных транспортных средств приведены в Методических рекомендациях, утвержденных приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 (далее - Методические рекомендации).
Определяющим критерием для освобождения от налогообложения транспортных средств, предназначенных для перевозки, является основной вид деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей (см. письмо Минфина России от 23.03.2012 N 03-05-04-04/10). При этом для целей обложения транспортным налогом термин "основной вид деятельности" не определен. Президиум ВАС в постановлении от 12.02.2013 N 11418/12 установил, что при определении основного вида деятельности в целях применения рассматриваемой льготы необходимо руководствоваться положениями п. 17.2 Методических рекомендаций, нормы которого решением ВАС РФ от 09.02.2011 N ВАС-17662/10 были признаны законными (действующими).
В соответствии с п. 17.2 Методических рекомендаций подтверждением, что основным видом деятельности налогоплательщика является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок, являются:
1) положения учредительных документов (учредительный договор, устав, положение и другие документы), определяющие пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации;
2) наличие действующей лицензии на осуществление грузовых и (или) пассажирских перевозок.
Кроме того, подтверждением, что основным видом деятельности налогоплательщика является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок могут также являться:
- получение выручки от пассажирских и грузовых перевозок;
- систематическое выполнение пассажирских и (или) грузовых перевозок в течение навигации (для водных транспортных средств);
- наличие установленной законодательством отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров и (или) грузов.
При этом под деятельностью по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок необходимо понимать деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки в соответствии с главой 40 ГК РФ.
Представители финансового ведомства придерживаются аналогичного мнения (см. письма Минфина России от 10.06.2011 N 03-07-11/164, от 04.10.2010 N 03-05-05-04/19, от 18.08.2010 N 03-05-05-04/17, от 22.07.2010 N 03-05-06-04/189).
Судебная практика по этому вопросу сложилась разнообразная, решения судов зависят от конкретной ситуации.
Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 12.05.2010 по делу N А46-20301/2009 суд пришел к выводу, что налогоплательщик освобождается от уплаты транспортного налога на основании пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ лишь с тех транспортных средств, которые фактически используются для осуществления перевозочной деятельности. Отметим, что в рассматриваемом деле организация, помимо собственно перевозок, занималась также сдачей в аренду транспортных средств с экипажем.
ФАС Уральского округа в постановлении от 29.03.2011 N Ф09-1420/11-С3 подтвердил правомерность применения организацией рассматриваемой льготы, сославшись на положения устава организации, а также учитывая, что деятельность по перевозке грузов составила за анализируемый период 59,3%. См. также постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.03.2012 N Ф04-875/12.
В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 23.06.2006 N А56-49975/2005 суд указал, что главным подтверждением осуществления пассажирских и (или) грузовых перевозок как основного вида деятельности организации являются положения учредительных документов и наличие действующей лицензии на осуществление грузовых и (или) пассажирских перевозок, а иные условия, приведенные в п. 17.2 Методических рекомендаций, носят дополнительный характер.
В постановлении Третьего ААС от 15.06.2012 N 03АП-2112/12 суд определил, что для применения рассматриваемого освобождения налогоплательщик должен доказать, что основным видом его деятельности является осуществление пассажирских и грузовых перевозок, то есть, что данная деятельность является для него преобладающей, а также является целью его создания, и отказал в применении освобождения от транспортного налога на основании того, что доля выручки, полученная налогоплательщиком от оказания услуг по выполнению пассажирских перевозок в проверяемых периодах, составила менее 2%.
Причем из буквального толкования нормы пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ следует, что если налогоплательщик подтвердит, что осуществление грузовых перевозок является его основным видом деятельности, то все находящиеся в его собственности транспортные средства не являются объектами обложения транспортным налогом (см., например, постановление Западно-Сибирского округа от 22.03.2012 N Ф04-875/12). Аналогичное мнение высказано в письмах ФНС России от 16.05.2016 N БС-4-11/8571@, Минфина России от 10.04.2015 N 03-05-04-04/20422.
Следует отметить, что, по мнению налоговых органов, на транспортные средства, находящиеся в аренде, освобождение от обложения транспортным налогом в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ не распространяется (см. письмо УФНС по Московской области от 10.01.2007 N 20-15/0017@). Некоторые суды придерживаются аналогичной позиции (см. постановления ФАС Московского округа от 05.12.2008 N КА-А40/10789-08, ФАС Волго-Вятского округа от 03.08.2009 по делу N А82-13079/2008-20).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах