ЕНВД при распространении наружной рекламы
Согласно пп. 10 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на систему налогообложения в виде ЕНВД может переводиться предпринимательская деятельность в сфере распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. К неопределенному кругу лиц относятся лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Другими словами, предназначенность рекламы для неопределенного круга лиц означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана, и на восприятие которых реклама направлена (см. письма ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@, ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624).
Под распространением наружной рекламы с использованием рекламных конструкций понимается предпринимательская деятельность по распространению наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляемая владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований Закона N 38-ФЗ (ч. 1 ст. 19 Закона N 38-ФЗ, тридцать пятый абзац ст. 346.27 НК РФ). Обратите внимание, что рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы (ч. 2 ст. 19 Закона N 38-ФЗ).
Перечень стационарных технических средств, на которых размещается реклама, является открытым. Следовательно, система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении распространения рекламы с использованием любых технических средств стабильного территориального размещения.
Владелец рекламной конструкции (организация или индивидуальный предприниматель) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником (п. 1 ст. 19 Закона N 38-ФЗ).
Рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона N 38-ФЗ).
Таким образом, налогоплательщиком ЕНВД в отношении распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций признается лицо, являющееся собственником рекламных конструкций (либо лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией) и занимающееся непосредственным распространением наружной рекламы для заказчика (см. письма Минфина России от 19.03.2012 N 03-11-06/3/22, от 31.01.2012 N 03-11-11/20, от 31.05.2011 N 03-11-06/3/62, от 31.03.2011 N 03-11-06/3/39, от 27.01.2011 N 03-11-06/3/8).
Если владелец рекламной конструкции сам не осуществляют услуги по размещению рекламы для заказчика, то он не может являться плательщиком ЕНВД в отношении деятельности по размещению рекламы (см. письма Минфина России от 21.11.2011 N 03-11-11/290, от 15.04.2010 N 03-11-11/99).
Из положений пп. 10 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, ст. 346.27 НК РФ, а также разъяснений контролирующих и судебных органов следует, что не переводится на уплату ЕНВД:
Деятельность по распространению и размещению рекламы внутри зданий, сооружений и т. д. независимо от используемых средств наружной рекламы | Письма Минфина России от 13.10.2006 N 03-11-04/3/453, от 06.02.2009 N 03-11-06/3/23, от 02.03.2006 N 03-11-04/3/106, ФНС России от 01.02.2005 N 22-1-12/089 |
Деятельность, связанная с изготовлением, ремонтом и техническим обслуживанием, а также с осуществлением работ по монтажу и демонтажу рекламных конструкций и иных аналогичных видов работ (услуг) | Письмо Минфина России от 27.01.2011 N 03-11-06/3/8 |
Деятельность, связанная с передачей в аренду (субаренду) (предоставлением) мест на рекламных конструкциях | Письма Минфина России от 19.03.2012 N 03-11-06/3/22, от 22.07.2011 N 03-11-06/2/108, от 31.05.2011 N 03-11-06/3/62, от 31.03.2011 N 03-11-06/3/39, от 27.01.2011 N 03-11-06/3/8 и др., постановления Президиума ВАС РФ от 08.07.2008 N 3822/08, ФАС Уральского округа от 07.04.2009 N Ф09-1824/09-С3, ФАС Дальневосточного округа от 03.04.2009 N ФОЗ-1174/2009 |
Деятельность по распространению (размещению) на безвозмездной основе социальной рекламы*(1) | Письма Минфина России от 17.09.2010 N 03-11-06/3/128, от 09.10.2007 N 03-11-04/3/395, от 19.06.2007 N 03-11-04/3/222, от 15.05.2006 N 03-11-04/3/257 |
Деятельность по самостоятельному распространению и (или) размещению рекламной информации о себе и своих товарах (работах, услугах) | Письма Минфина России от 25.03.2010 N 03-11-06/3/43, от 02.12.2008 N 03-11-04/3/537, от 11.06.2008 N 03-11-04/3/268, от 10.06.2008 N 03-11-04/3/265, от 18.01.2008 N 03-11-05/07, от 01.02.2005 N 03-06-05-04/14, от 29.10.2004 N 03-06-05-02/13, УФНС России по г. Москве от 18.07.2005 N 18-11/3/50759 |
Деятельность посредников (агентов, комиссионеров и иных поверенных лиц), оказывающих рекламодателям услуги: - по размещению (распространению) рекламной информации на основании договоров на оказание данных услуг, заключенных ими с третьими лицами, имеющими на праве пользования, владения и (или) распоряжения соответствующие стационарные технические средства наружной рекламы; - по привлечению клиентов в целях заключения с ними договоров на предоставление мест для размещения рекламы (рекламной конструкции). | письма Минфина России от 19.03.2012 N 03-11-06/3/22, от 31.03.2011 N 03-11-06/3/39, от 10.06.2008 N 03-11-04/3/265, от 14.04.2005 N 03-06-05-04/95, УФНС по г. Москве от 29.04.2011 N 16-15/042693@, от 14.02.2007 N 18-11/3/13710, от 30.05.2005 N 18-11/3/38168, от 14.05.2005 N 18-08/3/34652 |
______________________________
*(1) Предпринимательская деятельность по размещению (распространению) социальной наружной рекламы за плату может переводиться на уплату ЕНВД.
В соответствии с п. 3 ст. 346.29 НК РФ при осуществлении деятельности по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций физический показатель и базовая доходность зависят от вида используемой рекламной конструкции:
- при распространении наружной рекламы с помощью рекламных конструкций с автоматической сменой изображения физическим показателем является площадь экспонирующей поверхности в квадратных метрах. Базовая доходность - 4000 руб. в месяц;
- при использовании электронных табло - площадь светоизлучающей поверхности в квадратных метрах. Базовая доходность - 5000 руб. в месяц;
- в случае использования прочих видов рекламных конструкций - площадь, предназначенная для нанесения изображения, в квадратных метрах. Базовая доходность - 3000 руб. в месяц.
При этом согласно ст. 346.27 НК РФ:
- площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, за исключением наружной рекламы с автоматической сменой изображения, - площадь нанесенного изображения;
- площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения - площадь экспонирующей поверхности;
- площадь информационного поля электронных табло наружной рекламы - площадь светоизлучающей поверхности.
Обратите внимание, что корректировка значений физических показателей при исчислении ЕНВД в зависимости от фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности главой 26.3 НК РФ не предусмотрена. Поэтому при оказании услуг по распространению наружной рекламы фактическое использование конкретных рекламных конструкций в течение налогового периода, подтвержденное наличием или отсутствием договоров, не является основанием для изменения величины физического показателя, применяемого при исчислении ЕНВД (см. письмо Минфина России от 22.07.2013 N 03-11-11/28622).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах