Предмет выездной налоговой проверки
Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов, а с 1 января 2017 года - и страховых взносов (п.п. 3-4 и 17 ст. 89 НК РФ).
Из анализа ст.ст. 87, 89 НК РФ следует, что выездная налоговая проверка носит комплексный характер и позволяет провести системный анализ деятельности налогоплательщика в целом. Поэтому в рамках такой проверки могут быть проверены как все налоги, уплачиваемые налогоплательщиком, так и их отдельные виды: налог на прибыль, НДС, акцизы, НДФЛ и т.п.
Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом вездных проверок (п. 1 ст. 105.17 НК РФ). Вместе с тем, в случае выявления в ходе проведения налоговой проверки факта совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены в соответствии с п. 2 ст. 105.16 НК РФ, налоговый орган самостоятельно извещает ФНС России об этом и направляет полученные им сведения о таких сделках (п. 6 ст. 105.16 НК РФ).
Предмет проверки, то есть налоги (сборы, страховые взносы), правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке, а также проверяемый период в силу п. 2 ст. 89 НК РФ указывается в решении о проведении выездной налоговой проверки, форма которого утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@*(1).
Невключение в решение конкретного вида налога влечет отсутствие у должностных лиц налогового органа права проверять правильность и своевременность уплаты данного налога (постановление ФАС Центрального округа от 21.12.2007 N А08-14181/04-25-9-25).
В то же время в случае проведения комплексной проверки всей деятельности налогоплательщика налоговое законодательство не обязывает налоговый орган перечислять в решении конкретные налоги, правомерность уплаты которых будет проверяться. Поэтому в решении в качестве предмета проверки может быть указано на проведение выездной налоговой проверки "по всем налогам и сборам" (см. постановления ФАС Поволжского округа от 02.10.2012 N Ф06-6795/12, ФАС Уральского округа от 10.02.2011 N Ф09-288/11-С3, ФАС Северо-Западного округа от 07.09.2010 N Ф07-8115/2010).
В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган также вправе проверять деятельность налогоплательщика, связанную с его участием в договоре инвестиционного товарищества (п. 7.1 ст. 89 НК РФ).
Предметом выездной налоговой проверки налогоплательщика - участника регионального инвестиционного проекта, помимо правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, является также соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям, предъявляемым к таким проектам и (или) их участникам, установленным НК РФ и (или) законами соответствующих субъектов РФ. При этом в рамках такой проверки может быть проверен период, не превышающий пяти календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Соответствующие положения установлены в новой ст. 89.2 НК РФ, вступившей в силу с 1 января 2014 года в соответствии с Федеральным законом от 30.09.2013 N 267-ФЗ.
Если налогоплательщик-организация имеет в своем составе представительства и (или) филиалы, то налоговый орган может (п.п. 2, 7 ст. 89 НК РФ):
- провести проверку деятельности филиалов и представительств в рамках выездной проверки головной организации;
- провести самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств организации*(1).
Предметом самостоятельной выездной проверки филиала или представительства организации может быть только правильность исчисления и своевременность уплаты региональных и (или) местных налогов (абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ).
Соответственно проверить правильность исчисления и своевременность уплаты федеральных налогов (ст. 13 НК РФ) в рамках самостоятельной проверки филиалов и (или) представительств налоговые органы не вправе. Даже если федеральный налог в какой-то части зачисляется в региональный бюджет, его проверка может производиться только в составе проверки головной организации. При этом необходимо учитывать, что согласно п. 7 ст. 12 НК РФ налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, относятся к федеральным налогам.
Предметом выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков является правильность исчисления и своевременность уплаты налога на прибыль организаций по этой группе (п. 4 ст. 89.1 НК РФ). При этом проверяется правильность исчисления налога на прибыль всех участников консолидированной группы налогоплательщиков.
Проведение такой проверки не препятствует проведению отдельных выездных проверок участников консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций в части доходов, не включаемых в налоговую базу по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, а также по иным налогам, которые не подлежат исчислению и уплате консолидированной группой налогоплательщиков, с отдельным оформлением результатов таких проверок (п. 3 ст. 89.1 НК РФ).
Следует учитывать, что с 1 января 2017 года администрирование страховых взносов передано налоговым органам. В то же время не входит в компетенцию налоговых органов и, соответственно , не может являться предметом выездной налоговой проверки:
- контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года. Выездные проверки за эти периоды по-прежнему осуществляются органами ПФР и ФСС РФ в порядке, действовавшем до этой даты (ст. 20 Федерального закона от 03.07.2017 N 250-ФЗ);
- контроль за уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения (п. 3 ст. 2 НК РФ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ);
- проверка правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Такие проверки проводятся территориальными органами ФСС РФ (одновременно с выездными налоговыми проверками по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
одновременно с выездными проверками, проводимыми налоговым органом по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносовРешение о проведении выездной налоговой проверки не может быть вынесено на основе специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2015 N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", и (или) прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а также сведения, содержащиеся в них. Такие сведения признаются налоговой тайной, а также не могут быть использованы в качестве доказательств при рассмотрении дел о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля (абз. 1 п. 1 ст. 88, абз. 2 п. 4 ст. 101, абз. 3 п. 7 ст. 101.4, п. 8 ст. 102 НК РФ).
______________________________
*(1) Проводить самостоятельную выездную налоговую проверку обособленного подразделения, не обладающего статусом филиала или представительства организации, территориальные налоговые органы не вправе. Это прямо следует из положений п.п. 2, 7 ст. 89 НК РФ (см. также письма Минфина России от 28.03.2011 N 03-02-08/32 и от 31.07.2008 N 03-02-07/1-327).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах