Место проведения выездной налоговой проверки
По общему правилу выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика (абз. 1 п. 1 ст. 89 НК РФ).
Исключения установлены для следующих случаев (абз. 2 п. 1 ст. 89 НК РФ):
- когда у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения проверки - проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа;
- в случае проведения выездной налоговой проверки налогоплательщиков - иностранных организаций, признаваемых налоговыми резидентами РФ в порядке, установленном п. 8 ст. 246.2 НК РФ, - проверка может проводиться по месту нахождения обособленного подразделения такой организации (норма введена Федеральным законом от 15.02.2016 N 32-ФЗ и действует с 15 марта 2016 г.).
При проведении выездной налоговой проверки на территории (в помещении) налогоплательщика доступ проверяющих на территорию или в помещение налогоплательщика осуществляется при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента (п. 1 ст. 91 НК РФ).
Если у налогоплательщика отсутствует возможность принять проверяющих на своей территории, необходимо обратиться в инспекцию с соответствующим заявлением. Заявление составляется в произвольной форме и должно содержать обоснование факта отсутствия возможности предоставить помещение для проведения проверки (например, ремонт помещения, офис состоит из одного кабинета). Решение о проведении проверки по месту нахождения налогового органа принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, назначившего выездную налоговую проверку. О принятом решении уведомляется лицо, в отношении которого проводится проверка.
Статья 89 НК РФ не предусматривает возможности выбора места проведения проверки ни налогоплательщику, ни налоговым органам. Поэтому отсутствие возможности предоставления помещения для проведения проверки должно быть обусловлено объективными причинами и подтверждаться фактическими обстоятельствами. При необходимости должностные лица налогового органа имеют право провести осмотр помещений налогоплательщика, используемых для осуществления предпринимательской деятельности, для того чтобы убедиться, что они не пригодны для проведения проверки (п. 2 ст. 91, ст. 92 НК РФ).
Отсутствие у налогоплательщика помещения для проведения выездной налоговой проверки не может являться препятствием для доступа проверяющих на его территорию или в помещение (за исключением жилых помещений). Даже в том случае, когда проверка проходит по месту нахождения налогового органа, инспектор имеет право осуществления на территории налогоплательщика таких мероприятий налогового контроля, как осмотр, инвентаризация (п. 13 ст. 89 НК РФ), выемка документов и предметов (п. 14 ст. 89 НК РФ) и др. Кроме того, в зависимость от места проведения выездной налоговой проверки не ставится реализация права налогового органа на истребование документов (письмо Минфина России от 17.11.2011 N 03-02-07/1-395).
В отсутствие объективных причин, непредставление сотрудникам налогового органа помещения для проведения проверки может квалифицироваться как воспрепятствование проверке, что влечет за собой крайне негативные последствия для налогоплательщика в виде:
- привлечения к административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок (ст. 19.4 КоАП РФ);
- возникновения у налоговых органов оснований для производства выемки документов согласно ст. 94 НК РФ или самостоятельного определения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (п. 3 ст. 91, пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ).
В отдельных случаях решение о прохождении проверки на территории инспекции может быть принято руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и без участия налогоплательщика. Такое возможно в ситуациях:
- когда налоговому органу не удается обнаружить налогоплательщика по юридическому адресу (постановления ФАС Дальневосточного округа от 14.11.2012 N Ф03-5027/12 (определением ВАС РФ от 07.03.2013 N ВАС-1947/13 отказано в пересмотре дела), ФАС Северо-Кавказского округа от 19.03.2012 N Ф08-213/12, постановление Девятого ААС от 23.12.2014 N 09АП-43620/14);
- в случае, если местом регистрации налогоплательщика является жилое помещение (письмо Минфина РФ от 24.12.2012 N 03-02-08/109).
При таких обстоятельствах основанием для принятия решения о проведении выездной проверки на территории инспекции служит докладная записка руководителя проверяющей бригады о невозможности проведения проверки на территории (в помещении) налогоплательщика.
В п. 5 ст. 91 НК РФ содержится прямой запрет на доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Поэтому физическое лицо, в том числе являющееся ИП, может быть проверено на своей территории только в случае, если оно направит в налоговый орган соответствующую просьбу в письменном виде в произвольной форме (см. постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 N Ф04-1845/13, ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2009 N А29-1428/2008).
Проведение выездной проверки на территории инспекции без должных на то оснований хотя и является нарушением установленной ст. 89 НК РФ процедуры, однако не относится к числу безусловных оснований для отмены решения о привлечении (отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренных п. 14 ст. 101 НК РФ. Поэтому само по себе такое нарушение суды не считают достаточным основанием для признания решения налоговой инспекции недействительным в случае, если решение правильно по существу дела (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.04.2013 N Ф02-883/13).
Как показывает практика, данное обстоятельство учитывается судьями только в совокупности с иными обстоятельствами рассматриваемого дела (постановления ФАС Московского округа от 20.08.2010 N Ф05-8070/10, ФАС Уральского округа от 04.10.2011 N Ф09-6159/11 и др).
C 12 июня 2015 года налоговые органы используют в своей работе формы документов, которые утверждены приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@. При этом форма акта налоговой проверки и Требования к его составлению не предполагают отражение сведений о месте проведения выездной налоговой проверки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах