Содержание вводной части акта налоговой проверки
По результатам налоговой проверки (камеральной или выездной) должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
Порядок его оформления, а также сведения, подлежащие отражению в нем, установлены в п.п. 3-4 ст. 100 НК РФ.
Приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ утверждены обновленные формы документов, используемых налоговыми органами в своей работе, в том числе:
- единая унифицированная форма акта налоговой проверки, которая используется при оформлении результатов и камеральной, и выездной налоговой проверки;
- Требования к составлению акта налоговой проверки (далее - Требования)*(1).
Акт должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой. Перечень сведений, отражаемых в каждой из частей акта, приведен в Требованиях.
В частности, в вводной части акта указываются общие сведения о проводимой проверке и проверяемом лице (его филиале, представительстве).
- дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку (пп. 1 п. 3 ст. 100 НК РФ);
- полное и сокращенное наименования организации либо фамилия, имя, отчество (при наличии) проверяемого лица (участников консолидированной группы налогоплательщиков). В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения, адрес места нахождения организации (участников консолидированной группы налогоплательщиков) или места жительства физического лица;
- дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);
- дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки). В случае проведения камеральной налоговой проверки на основании п. 2 ст. 88 НК РФ в отношении налогоплательщика - контролирующего лица организации, признаваемого таковым в соответствии с главой 3.4 НК РФ, - указывается установленный срок представления налоговой декларации (расчета), которая не представлена этим налогоплательщиком;
- перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;
- предмет (наименования налогов, сборов, по которым проводилась налоговая проверка) и период, за который проведена проверка (для выездной налоговой проверки);
Суды признают правомерным указание в акте на проведение выездной проверки "по всем налогом и сборам", поскольку налоговое законодательство не обязывает указывать конкретные налоги, подлежащие проверке, равно как не содержит запрета проверять все налоги (постановления ФАС Поволжского округа от 13.03.2012 N Ф06-912/12, ФАС Уральского округа от 10.02.2011 N Ф09-288/11-С3).
- даты начала и окончания налоговой проверки. В случае проведения выездной налоговой проверки дополнительно указывается, что сведения о внесении изменений в решение о ее проведении, о продлении срока ее проведения, приостановлении и возобновлении приведены в справке о проведенной выездной налоговой проверке (указываются реквизиты справки);
- сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки (указываются наименования мероприятий налогового контроля, наименования документов, которыми оформлены мероприятия налогового контроля, их реквизиты, либо ссылка на приложение к акту, в котором приведены эти сведения);
- иные необходимые реквизиты.
К мероприятиям налогового контроля, указываемым в акте, могут относиться:
- допросы свидетелей (ст. 90 НК РФ);
- осмотры территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводилась налоговая проверка, документов и предметов (ст. 92 НК РФ);
- истребование документов при проведении налоговой проверки (ст. 93 НК РФ);
- истребование документов (информации) о проверяемом лице или информации о конкретных сделках (ст. 93.1 НК РФ);
- выемка документов и предметов (ст. 94 НК РФ);
- экспертиза (ст. 95 НК РФ);
- иные мероприятия налогового контроля, проведенные при осуществлении налоговой проверки;
- иные необходимые сведения.
Отметим, что налоговые органы не обязаны указывать во вводной части акта информацию о контрольных мероприятиях, проведенных вне рамок налоговой проверки (например, о направленных в рамках предпроверочного анализа поручениях об истребовании у контрагентов документов (информации) по сделке в порядке п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Однако полученные документы (информация) могут фигурировать в описательной части акта в числе документов, подтверждающих факты выявленных нарушений (см. постановление Седьмого ААС от 06.02.2017 N 07АП-11298/16)
_____________________________
*(1) До 12 июня 2015 года налоговые органы руководствовались в работе приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@, которым для оформления результатов налоговых проверок были установлены отдельные формы акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки и акта камеральной налоговой проверки, а также требования к их составлению. Эти формы различались лишь сведениями, подлежащими отражению во вводной части акта и характеризующими соответствующий вид проводимой проверки. В новой форме акта предусмотрено заполнение тех сведений, которые касаются вида проведенной проверки.
Обновленные требования к составлению акта налоговой проверки по сути повторяют ранее действовавшие Требования, но с той разницей, что не предусмотривают по результатам выездной налоговой проверки обязательного указания в акте следующих сведений:
- о месте проведения проверки (на территории проверяемого лица, либо, в исключительных случаях, по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ));
- о должностных лицах налогоплательщика (перечне должностных лиц - если их состав изменялся), исполнявших свои обязанности в проверяемом периоде (фамилия, имя, отчество руководителя, главного бухгалтера, либо лиц, исполняющих их обязанности);
- о видах деятельности, фактически осуществляемых налогоплательщиком в проверяемом периоде (включая лицензируемых, незаконно осуществляемых или осуществляемых без необходимой лицензии);
- метод проведения проверки документов - сплошной или выборочный, с указанием на виды и перечень (при необходимости) проверенных документов.
Очевидно, такие сведения при необходимости могут быть приведены в конце вводной части акта.
Сведения о должностных лицах, проводивших проверку, приводятся теперь в итоговой части акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах