Содержание описательной части акта налоговой проверки
Акт налоговой проверки оформляется в соответствии с нормами п. п. 3-4 ст. 100 НК РФ.
В настоящее время акт налоговой проверки (как камеральной, так и выездной) составляется налоговыми органами по единой форме и с соблюдением Требований к его составлению (далее - Требования), которые утверждены приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.
Акт должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой (п. 3 Требований). Общие сведения о проводимой проверке и проверяемом лице (его филиале, представительстве) содержатся в вводной части акта.
Содержание описательной части Акта должно соответствовать следующим требованиям:
а) объективность и обоснованность. Отражаемые в акте факты должны являться результатом тщательно проведенной налоговой проверки, исключать фактические неточности, обеспечивать полноту вывода о несоответствии законодательству о налогах и сборах совершенных проверяемым лицом деяний (действий или бездействия).
По каждому отраженному в акте факту нарушения должны быть четко изложены:
- вид нарушения законодательства о налогах и сборах, способ и иные обстоятельства его совершения, налоговый период, к которому нарушение законодательства о налогах и сборах относится;
- ссылки на первичные бухгалтерские документы (с указанием в случае необходимости бухгалтерских проводок по счетам и порядка отражения соответствующих операций в регистрах бухгалтерского, налогового учета) и иные доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения;
- ссылки на заключения экспертов (в случае проведения экспертизы), протоколы допроса свидетелей, а также иные протоколы, составленные при производстве необходимых действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий). Суды указывают, что отсутствие в акте проверки ссылок на конкретные доказательства, подтверждающие содержащиеся в них выводы, является существенным нарушением ст.ст. 100, 101 НК РФ и грубо нарушает право налогоплательщика на защиту (постановления ФАС Поволжского округа от 14.10.2010 по делу N А12-24996/2009, от 25.05.2010 по делу N А12-16921/2009).;
- оценка количественного и суммового расхождения между заявленными в налоговых декларациях (расчетах) данными и (или) данными в иных документах, связанными с исчислением и уплатой (удержанием, перечислением) налогов (сборов), и фактическими данными, установленными в ходе проверки (при выявлении непредставления в налоговый орган указанных документов указываются фактические данные, установленные в ходе проверки). Соответствующие расчеты должны быть включены в акт или приведены в составе приложений к нему;
- квалификация совершенного нарушения законодательства о налогах и сборах со ссылками на соответствующие нормы НК РФ, законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, которые нарушены проверяемым лицом.
Субъективные предположения проверяющих, не основанные на достаточных доказательствах, не должны содержаться в акте.
б) полнота и комплексность отражения всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам нарушений законодательства о налогах и сборах.
Каждый установленный в ходе налоговой проверки факт нарушения должен быть проверен полно и всесторонне. Изложение в акте обстоятельств допущенного проверяемым лицом нарушения должно основываться на результатах проверки всех документов, которые могут иметь отношение к излагаемому факту, а также на результатах проведения всех иных необходимых действий по осуществлению налогового контроля.
При отсутствии должных доказательств суд может признать решение, вынесенное на основании акта этой проверки, недействительным (см. постановления ФАС Поволжского округа от 27.02.2014 N Ф06-3747/13, Девятого ААС от 20.11.2012 N 09АП-34025/12, оставлено без изменения постановлением ФАС Московского округа от 14.03.2013 N Ф05-1040/13).
В акте должно обеспечиваться отражение всех существенных обстоятельств, относящихся к выявленным нарушениям, в том числе:
- сведений о непредставленных в налоговый орган налоговых декларациях (расчетах);
- о несвоевременном или неправильном отражении на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений;
- об источниках оплаты произведенных затрат;
- об обстоятельствах, исключающих применение мер ответственности за совершение налогоплательщиком нарушения и так далее.
В случае если проверяемым налогоплательщиком подавались уточненные декларации в установленном ст. 81 НК РФ порядке, то согласно пп. б п. 3.2 Требований внесенные изменения отражаются в акте в зависимости от даты подачи уточненных деклараций:
- при подаче до момента назначения выездной (повторной выездной) налоговой проверки по соответствующему налогу за указанный период - изменения должны быть учтены налоговым органом при подготовке акта;
- при подаче после назначения выездной (повторной выездной) налоговой проверки - в акте указывается дата представления в налоговый орган уточненной налоговой декларации (расчета), ее регистрационный номер, суть внесенных изменений, период, к которому они относятся, а также данные об уплате причитающихся сумм налогов и пени;
в) четкость, лаконичность и доступность изложения. Содержащиеся в акте формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным и, по возможности, доступным для лиц, не имеющих специальных познаний в области бухгалтерского и налогового учета;
г) системность изложения. При составлении акта по результатам выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проведенной по нескольким или по всем налогам и сборам, факты документально подтвержденных нарушений законодательства о налогах и сборах излагаются в порядке, соответствовующем последовательности глав части второй НК РФ. Выявленные нарушения Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (за проверяемые периоды до 01.01.2015) приводятся после изложения выявленных нарушений НК РФ. Нумерация структурных единиц текста в описательной части акта должна соответствовать числу проверяемых налогов и сборов (при необходимости в разрезе кодов бюджетной классификации) и количеству выявленных эпизодов документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах.
Информация в описательной части акта может излагаться с применением табличных форм, ведомостей, иных материалов, в том числе приложенных к акту.
При вынесении в приложения описания выявленных фактов однородных массовых нарушений в тексте Акта приводится изложение существа этих нарушений, со ссылкой на конкретные нормы НК РФ или иные нормативные правовые акты, нарушенные проверенным лицом, а также общее количественное (суммовое) выражение последствий указанных нарушений и делается ссылка на соответствующие приложения к акту. При этом данные приложения должны содержать полный перечень однородных нарушений с указанием:
периода, к которому они относятся;
наименования и реквизитов документа, по которому совершена соответствующая операция;
сущности операции;
количественное (суммовое) выражение последствий нарушения.
Каждое из таких приложений должно быть подписано составившим его проверяющим должностным лицом налогового органа либо руководителем проверяющей группы (бригады).
Документы, подтверждающие выявленные в ходе проверки факты налоговых нарушений, обязательно должны быть приложены к акту. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок (п. 3.1 ст. 100 НК РФ).
Отсутствие в акте выездной налоговой проверки описания факта вмененного налогоплательщику налогового правонарушения, наличие неких арифметических исчислений, без ссылок на первичные документы налогоплательщика, а также на регистры бухгалтерского или налогового учета, а также без фактического указания на конкретные нормы права, которые нарушены проверяемым лицом, может служить основанием для оспаривания налогоплательщиком решения, вынесенного по результатам проверки. Причем в таком случае есть все шансы, что суд поддержит налогоплательщика (см. постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.02.2013 N Ф02-169/13, ФАС Уральского округа от 17.09.2012 N Ф09-8253/12).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах