Порядок проведения осмотра в ходе налоговой проверки
Порядок проведения осмотра регламентирован ст. 92 НК РФ.
На основании п. 1 ст. 92 НК РФ должностное лицо налогового органа, производящее налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.
Осуществлять такой осмотр налоговые органы вправе:
- при проведении выездной налоговой проверки. Вынесение отдельного решения или распоряжения руководителя налогового органа для проведения осмотра в рамках выездной проверки нормами НК РФ не предусмотрено. В решении о проведении выездной проверки, которое дает право должностным лицам налогового органа осуществлять осмотр, также не предусмотрено указание на проведение такого мероприятия налогового контроля;
- (с 1 января 2015 года) при проведении камеральной налоговой проверки на основе налоговой декларации по НДС, в случаях, предусмотренных п. п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ (если в декларации заявлено право на возмещение НДС, а также в случаях выявления противоречий). В этом случае осмотр территорий, помещений, документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего эту налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
Вне рамок налоговых проверок, предусмотренных в п. 1 ст. 92 НК РФ, допускается только осмотр документов и предметов при условии:
- что они были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля;
- при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра. (п. 2 ст. 92 НК РФ).
Осмотр производится непосредственно должностными лицами, проводящими соответствующую налоговую проверку (п. 1 ст. 92 НК РФ).
Для доступа на территорию проверяемого лица проверяющие предъявляют (п. 1 ст. 91 НК РФ):
- служебные удостоверения и решение руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого лица;
- либо служебные удостоверения и мотивированное постановление должностного лица налогового органа, осуществляющего камеральную налоговую проверку на основе налоговой декларации по НДС, о проведении осмотра в случаях, предусмотренных п.п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ (постановление подлежит утверждению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа).
Осмотр производится в присутствии понятых. При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты (п. 3 ст. 92 НК РФ).
На практике налоговые органы могут направить лицу, в отношении которого проводится проверка, уведомление о проведении осмотра конкретного помещения с предложением налогоплательщику принять участие в проводимом осмотре. Однако требование о заблаговременном уведомлении налогоплательщика о проведении осмотра НК РФ не содержит. Поэтому нередко налоговые органы проводят осмотр без предупреждения проверяемого налогоплательщика.
Вместе с тем право налогоплательщика присутствовать при проведении выездной налоговой проверки и, в частности, участвовать в осмотре принадлежащих ему помещений (территорий) закреплено в пп. 8 п. 1 ст. 21 и п. 3 ст. 92 НК РФ. В связи с этим вопрос о необходимости уведомления проверяемого лица о проведении осмотра его территорий (помещений) является предметом многочисленных судебных споров.
У судов нет единой позиции по данному вопросу. В одних случаях суды указывают на нарушение процедуры проведения осмотра в отсутствие налогоплательщика и без его надлежащего уведомления о проведении осмотра, признавая протоколы осмотра ненадлежащим доказательством совершения налогоплательщиком налогового правонарушения (см. постановления ФАС Поволжского округа от 19.08.2010 по делу N А65-31775/2009, ФАС Московского округа от 03.09.2010 N КА-А40/10087-10, ФАС Северо-Западного округа от 08.07.09 N А52-4919/2008, ФАС Центрального округа от 11.07.2008 N А64-6856/07-19).
В других случаях суды приходят к выводу, что НК РФ, а также иными нормативно-правовыми актами не установлена прямая обязанность налогового органа уведомлять налогоплательщика о проводимом осмотре (постановление Девятого ААС от 11.10.2012 N 09АП-28592/12, постановлением ФАС Московского округа от 22.01.2013 N Ф05-3426/12 оставлено без изменений). Глава 14 НК РФ также не определяет правовые последствия отсутствия проверяемого лица при проведении осмотра (см, например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 09.03.2010 по делу N А32-8178/2007-12/198-2009-30/265, ФАС Западно-Сибирского округа от 13.01.2006 N Ф04-9390/2005/18397-А45-27).
Обязательным при осмотре помещений налогоплательщика (участника консолидированной группы) является присутствие понятых (п. 3 ст. 92 НК РФ). В отношении привлекаемых понятых должны соблюдаться следующие требования:
- количество понятых должно быть не менее двух человек (п. 3 ст. 98 НК РФ);
- в качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица (п. 2 ст. 98 НК РФ);
- в качестве понятых не допускается участие должностных лиц налоговых органов (п. 4 ст. 98 НК РФ).
В случае нарушения указанных требований протоколы осмотра в соответствии с п. 4 ст. 101 НК РФ могут быть признаны недопустимым доказательством нарушения проверяемым лицом налогового законодательства. В частности, нарушением процедуры осмотра суды признают:
- привлечение в качестве понятых работников налогового органа (даже если эти работники не участвуют в проведении проверки), или работников лица, помещение которого осматривается. Указанные лица признаются заинтересованными в силу служебного положения (см. постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 09.02.2010 по делу N А75-6187/2009, ФАС Московского округа от 03.12.2010 N КА-А40/15062-10);
- участие в осмотре одного понятого (постановления ФАС Московского округа от 03.12.2010 N КА-А40/15062-10, ФАС Центрального округа от 18.03.2008 N А09-2488/07-21).
К осмотру также могут привлекаться специалисты, обладающие специальными знаниями и навыками (п. 3 ст. 92 НК РФ). В частности, для правильного определения торговой площади, используемой налогоплательщиком для осуществления предпринимательской деятельности, суды считают необходимым привлечение специалиста, обладающего специальными знаниями для проведения замера площади, например, представителя БТИ (см. постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.09.2010 по делу N А19-3820/10, Восьмого ААС от 07.08.2008 N 08АП-2069/2008).
Привлекаемый налоговым органом специалист не должен быть заинтересован в исходе дела (ст. 96 НК РФ).
В необходимых случаях проверяющие при осмотре могут производить фото- и киносъемку, видеозапись, снимать копии с документов или другие действия (п. 4 ст. 92 НК РФ).
По окончании осмотра обязательно составляется протокол (п. 5 ст. 92 НК РФ). Форма протокола осмотра территории, помещений, документов, предметов утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.
Протокол подписывается проверяющими и понятыми, а также другими присутствующими и участвующими при производстве осмотра лицами.
По результатам осмотра территорий (помещений) налогоплательщика может быть выявлена необходимость незамедлительного проведения иных мероприятий налогового контроля: инвентаризации или выемки. Такое возможно, в частности, в случаях, когда по результатам осмотра установлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований для проведения данных мероприятий налогового контроля. В указанной связи ФНС России в письме от 17.07.2013 N АС-4-2/12837@ рекомендовала налоговым органам на момент начала осмотра территорий (помещений) налогоплательщика подготовиться к незамедлительному проведению инвентаризации или выемки, включая оформление необходимой документации, готовность к мобилизации необходимого числа сотрудников налогового органа, технических и транспортных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах