Постановка на учет в налоговом органе организаций и физических лиц
Постановка организаций и физических лиц на учет в налоговом органе является одной из форм налогового контроля (п. 1 ст. 83 НК РФ).
Основные правила, касающиеся порядка учета организаций и физических лиц, а также сроки, в которые такой учет должен быть осуществлен, установлены в ст.ст. 83 - 85 НК РФ.
Так, в силу п. 1 ст. 83 НК РФ организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах, соответственно:
- по месту нахождения организации;
- по месту нахождения обособленных подразделений;
- по месту жительства физического лица;
- по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам;
- по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
При этом иными основаниями, с которыми НК РФ связывает необходимость постановки лиц на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности, являются, в частности, возникновение у налогоплательщика (плательщика сборов) обязанности по уплате:
- налога на игорный бизнес (п. 2 ст. 366 НК РФ);
- налога на добычу полезных ископаемых (ст. 335 НК РФ);
- ЕНВД для отдельных видов деятельности (п. 2 ст. 346.28 НК РФ, письма УФНС РФ по г. Москве от 03.04.2007 N 09-17/030104, УМНС РФ по г. Москве от 30.07.2004 N 09-1-02/3110);
- налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения (п. 1 ст. 346.46 НК РФ);
- торгового сбора (п. 1 ст. 416 НК РФ).
В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом (п. 9 ст. 83 НК РФ).
Налоговый кодекс РФ допускает установление как общих правил учета налогоплательщиков (абзацы первый и второй п. 1 ст. 83 НК РФ), так и особенностей учета определенных категорий налогоплательщиков, выделяя, в частности:
- иностранные организации (абзац четвертый п. 1 ст. 83 НК РФ);
- организации, имеющие статус крупнейших налогоплательщиков (абзац третий п. 1 ст. 83 НК РФ);
- организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково".
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 08.11.2005 N 438-О: "Законодатель, действуя в пределах своих дискреционных полномочий, самостоятельно определяет формы налогового контроля и порядок его осуществления, в том числе условия учета налогоплательщиков таким образом, чтобы гарантировать, с одной стороны, исполнение ими налоговых обязанностей, а с другой - защиту их конституционных прав".
Таким образом, любые лица, признаваемые налогоплательщиками по одному или нескольким основаниям, установленным НК РФ, подлежат постановке на учет. Данная обязанность для налогоплательщиков прямо установлена пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ. При этом постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора (п. 2 ст. 83 НК РФ). В свою очередь, в обязанность налоговых органов вменяется обеспечить постановку налогоплательщиков на учет (снятие их с учета), а также учет сведений о налогоплательщиках на основе имеющихся у них данных (п. 10 ст. 83 НК РФ).
В результате совершенствования процедур государственной регистрации постановка на учет как организаций, так и физических лиц в большинстве случаев производится налоговыми органами самостоятельно, в т.ч. и на основе информации, предоставляемой органами, осуществляющими регистрацию указанных лиц и их имущества (например органами ЗАГСа, ГИБДД и др.). Проведение учета физических лиц возможно и в заявительном порядке.
Правила учета и перечень документов, представляемых в налоговый орган с целью постановки на налоговый учет, установлены в разделах I, II и III Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, утвержденного приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н.
На основе данных учета Федеральная налоговая служба ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН) в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. Состав сведений, содержащихся в ЕГРН, определен Приложением к Порядку, утв. приказом Минфина России от 30.09.2010 N 116н (п. 8 ст. 84 НК РФ).
Сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе являются налоговой тайной. Исключение составляют лишь перечисленные в п. 2 ст. 102 НК РФ (п. 9 ст. 84 НК РФ). К ним относятся сведения:
1) общедоступные, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика;
2) об идентификационном номере налогоплательщика;
3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
4) предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);
5) предоставляемые избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности;
6) предоставляемые в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27.07.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах