Постановка на учет в налоговом органе (снятие с учета) организации по месту нахождения недвижимого имущества
Согласно п. 5 ст. 83 НК РФ организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве:
- собственности;
- хозяйственного ведения;
- оперативного управления.
Правила, предусмотренные п. 5 ст. 83 НК РФ, применяются также в отношении недвижимого имущества:
- находящегося в государственной или муниципальной собственности и входящего в состав имущества организаций (в том числе в соответствии с концессионным соглашением), на которые этим организациям предоставлены права владения, пользования, распоряжения либо права владения и пользования;
- составляющего имущество закрытых паевых инвестиционных фондов, которое передано в доверительное управление управляющих компаний (п. 5.1 ст. 83 НК РФ).
Местом нахождения недвижимого имущества признается место фактического нахождения имущества.
Постановка на учет, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (п. 4 ст. 85 НК РФ).
В настоящее время функции в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), через свои территориальные органы (п.п. 1, 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457).
Приказом ФНС России и Росрегистрации от 08.09.2005 N 130/САЭ-3-21/436 утверждено Соглашение о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной регистрационной службы и Федеральной налоговой службы (далее - Соглашение). В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ и ст. 6 Соглашения в порядке, установленном Соглашением, Федеральная регистрационная служба представляет в Федеральную налоговую службу сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе:
- зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах);
- о владельцах зарегистрированного в этих органах имущества.
Сведения представляются отделениями Росреестра в налоговые органы по месту своего нахождения:
- в течение 10 рабочих дней со дня соответствующей регистрации;
- ежегодно до 15 февраля по состоянию на 1 января текущего года (п. 4 ст. 85 НК РФ в редакции Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ).
Указанные сведения представляются только в электронной форме (п. 11 ст. 85 НК РФ).
Форма для подачи сведений о зарегистрированных правах на недвижимость (в т.ч. земельные участки) и сделках с ней, правообладателях и соответствующих объектах, порядок ее заполнения и формат утверждены приказом ФНС России от 13.01.2011 N ММВ-7-11/11@.
В течение пяти рабочих дней со дня поступления сведений из отделений Росреестра налоговый орган обязан поставить организацию на учет (снять с учета) по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества.
В тот же срок налоговый орган обязан сообщить новому собственнику недвижимости о постановке его на учет и присвоенном КПП. Уведомление о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего организации недвижимого имущества (уведомление о снятии с учета) по форме N 1-3-Учет (далее - Уведомление) может быть выдано организации или направлено по почте заказным письмом (п. 2 ст. 84 НК РФ). Форма такого Уведомления утверждена приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@ (далее - Приказ N ЯК-7-6/488@).
Датой постановки на учет организации в налоговом органе по этому основанию является дата регистрации права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на недвижимое имущество, содержащаяся в сведениях, сообщенных органами Росреестра.
Таким образом, постановка на учет организаций по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества осуществляется налоговым органом только на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Представлять в налоговые органы заявление о постановке на учет по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества организации не обязаны. Более того, даже при поступлении заявления от организаций о постановке на учет по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества налоговый орган может осуществить такую постановку только при наличии сведений о праве собственности, полученных от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Снятие с учета организации по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества осуществляется также только на основании сведений, сообщенных органами Росреестра.
Снятие с учета должно быть осуществлено налоговым органом в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня получения таких сведений. В тот же срок собственнику недвижимого имущества должно быть выдано или направлено по почте заказным письмом уведомление по форме N 1-5-Учет "Уведомление о снятии с учета российской организации в налоговом органе", утвержденной Приказом N ЯК-7-6/488@.
Датой снятия с учета организации в налоговом органе по этому основанию будет являться дата государственной регистрации прекращения права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на недвижимое имущество, содержащаяся в сведениях, сообщенных органами Росреестра (п. 11 Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, утв. приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах