Порядок подачи жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган
Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном НК РФ. Указанное требование не распространяется на акты ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, и акты ненормативного характера ФНС России, действия или бездействие ее должностных лиц (п. 2 ст. 138 НК РФ).
Поэтому в случае принятия решения о восстановлении нарушенных прав и законных интересов налогоплательщику следует пройти процедуру досудебного (административного) урегулирования, обратившись в вышестоящий налоговый орган с соответствующей жалобой.
Вышестоящим налоговым органом для инспекций ФНС России является управление ФНС России по соответствующему субъекту РФ, в ведении которого находится данная инспекция (для инспекции ФНС России по городу и космодрому Байконур - управление ФНС России по Московской области).
Вышестоящим налоговым органом для управлений ФНС России, межрегиональной инспекции ФНС России по ценообразованию для целей налогообложения и межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам является ФНС России (см. приказ Минфина России от 17.07.2014 N 61н).
Информация о наименовании вышестоящего налогового органа, месте его нахождения, сроке и порядке обжалования указывается в вынесенном налоговым органом решении о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения (абз. 3 п. 8 ст. 101, абз. 2 п. 9 ст. 101.4 НК РФ). Кроме того, адреса инспекций и управлений ФНС России по субъектам РФ можно найти на официальном сайте ФНС России.
Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.
Решения о привлечении к ответственности (или об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налоговых правонарушений, принятые по результатам налоговых проверок в порядке ст. 101 НК РФ (за исключением решений, вынесенных ФНС России) могут быть обжалованы как до их вступления в силу (путем подачи апелляционной жалобы), так и после вступления в силу (путем подачи жалобы).
Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со ст. 101 НК РФ, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.
Порядок подачи жалобы и апелляционной жалобы установлен в ст. ст. 139 и 139.1 НК РФ.
Жалоба (апелляционная жалоба) подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. В свою очередь, налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение 3-х рабочих дней со дня поступления соответствующей жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139, п. 1 ст. 139.1, ст. 6.1 НК РФ).
По общему правилу лицо может обжаловать ненормативный акт, нарушающий именно его интересы (ст. 137 НК РФ). Исключение предусмотрено только для ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (КГН), который имеет право обжаловать акты налоговых органов в интересах отдельных участников КГН в связи с исполнением ими обязанностей (осуществлением прав) при исчислении налога на прибыль организаций по КГН (пп. 6 п. 2 ст. 25.5 НК РФ).
Поэтому решение налогового органа, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки КГН, может быть обжаловано ответственным участником этой группы. Иным участником этой группы такое решение может быть обжаловано самостоятельно только в части привлечения такого участника к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 3 ст. 139, п. 3 ст.139.1 НК РФ).
Жалоба (апелляционная жалоба) подается в письменной форме и должна содержать личную подпись ее подателя, свидетельствующую о наличии волеизъявления на реализацию права на обжалование, или подпись его представителя, полномочия которого должны быть подтверждены в установленном порядке.
Подача соответствующей жалобы должна осуществляться с соблюдением установленных сроков и требований к ее форме и содержанию (ст.ст. 139, 139.1, 139.2 НК РФ). В противном случае вышестоящий налоговый орган может оставить ее без рассмотрения. При этом следует учитывать, что сроки подачи жалобы и апелляционной жалобы различаются, а требования к их форме и содержанию идентичны. Основания для оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения перечислены в ст. 139.3 НК РФ.
Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ уточнен порядок подачи и рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы). Поправки в НК РФ вступают в силу 2 июня 2016 года и применяются при рассмотрении и принятии решения по жалобе (апелляционной жалобе), поданной после этой даты. Поэтому при подаче жалобы со 2 июня 2016 года необходимо учитывать следующее:
- жалоба также может быть направлена в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика. Форматы и порядок представления жалобы в электронной форме утвердит ФНС России;
- при подаче жалобы дополнительно указывается способ получения решения по жалобе (на бумажном носителе, в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика);
- при получении жалобы налоговый орган, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу, и сообщить об этом в вышестоящий налоговый орган в течение трех дней со дня такого устранения с приложением подтверждающих документов (при их наличии). В случае устранения таких нарушений вышестоящий налоговый орган вправе оставить жалобу без рассмотрения;
- увеличен перечень оснований для оставления жалобы без рассмотрения.
В случае, если жалоба (апелляционная жалоба) подана до 2 июня 2016 года, при рассмотрении и принятии решения по такой жалобе (апелляционной жалобе) применяются положения части первой НК РФ без учета изменений, внесенных Законом N 130-ФЗ.
Документы, подтверждающие доводы подателя жалобы, могут быть представлены в вышестоящий налоговый орган как вместе с жалобой (апелляционной жалобой), так и в ходе ее рассмотрения до принятия по ней решения. Однако необходимо учитывать, что в случае обжалования решений, вынесенных в порядке, предусмотренном ст.ст. 101 или 101.4 НК РФ, дополнительные документы будут рассмотрены вышестоящим налоговым органом только при условии представления пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется (п. 4 ст. 140 НК РФ).
Необходимо также учитывать, что в случае подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган исполнение обжалуемого акта налогового органа или совершение обжалуемого действия не приостанавливается. В то же время, вышестоящий налоговый орган вправе их приостановить при соблюдении условий, установленных в п. 5 ст. 138 НК РФ. При этом со 2 июня 2016 года условия приостановления обжалуемого акта налогового органа или совершения обжалуемого действия также изменены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах