Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Энциклопедия решений. Требования к форме и содержанию жалобы (апелляционной жалобы), подаваемой в вышестоящий налоговый орган

Требования к форме и содержанию жалобы (апелляционной жалобы), подаваемой в вышестоящий налоговый орган

При обжаловании акта налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган подается жалоба или апелляционная жалоба. Вид подаваемой жалобы зависит от предмета обжалования.

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со ст. 101 НК РФ, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.

Налоговым кодексом РФ установлены одинаковые требования к форме и содержанию жалобы и апелляционной жалобы (п. 6 ст. 139.2 НК РФ). При этом необходимо учитывать, что Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ эти требования уточнены. Соответствующие поправки в НК РФ вступают в силу 2 июня 2016 года и применяются при рассмотрении и принятии решения по жалобе (апелляционной жалобе), поданной после этой даты.

Жалоба и апелляционная жалоба (далее вместе - жалоба) составляются в письменной форме. Жалоба подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем (п.1 ст. 139.2 НК РФ).

Со 2 июня 2016 года жалоба также может быть направлена в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика. Форматы и порядок представления жалобы в электронной форме утвердит ФНС России.

В жалобе должны быть указаны следующие сведения (п. 2 ст. 139.2 НК РФ):

- фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;

- обжалуемый акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц (для апелляционной жалобы - номер, дата принятия, полное название оспариваемого решения);

- наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;

- основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены (указывается, как именно нарушены права, а также обстоятельства, на которые ссылается заявитель, и доказательства, которые подтверждают требования);

- требования лица, подающего жалобу (указывается, что заявитель просит от вышестоящего налогового органа, например, отменить решение инспекции в полном объеме либо в части, вернуть незаконно взысканную сумму налога, зачесть сумму налога в счет задолженности по иному налогу и т.д.);

- со 2 июня 2016 года также указывается способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

Внимание

Аргументы о существенных нарушениях условий процедуры проведения проверки и рассмотрения ее материалов налогоплательщику необходимо заявлять в подаваемой в вышестоящий налоговый орган жалобе (апелляционной жалобе), так как в силу п. 68 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 суд проверяет такие аргументы при условии их заявления при обжаловании решения в вышестоящем налоговом органе (см. также постановление АС Северо-Кавказского округа от 13.04.2016 N Ф08-1470/16).

В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения (п. 3 ст. 139.2 НК РФ).

К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы ее подателя (п. 5 ст. 139.2 НК РФ). В этом случае перечень дополнительных документов необходимо также отразить в жалобе.

Как отмечено выше, жалоба должна быть подписана заявителем либо его представителем (п. 1 ст. 139.2 НК РФ).

Подаваемая налогоплательщиком-организацией жалоба подписывается руководителем и заверяется печатью (при наличии). Налогоплательщик - физическое лицо просто подписывает жалобу. Требования о нотариальном заверении подписи физического лица в жалобе действующее законодательство не содержит.

В случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица, обжалующего акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, к жалобе необходимо приложить документы, подтверждающие полномочия этого представителя (п. 4 ст. 139.2 НК РФ).

Соответствующие полномочия представителя налогоплательщика подтверждаются:

- при представлении интересов юридического лица - доверенностью, выданной в простой письменной форме за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами (п. 3 ст. 29 НК РФ, п. 2 ст. 163, п. 4 ст. 185.1 ГК РФ);

- при представлении интересов физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, - нотариально удостоверенной доверенностью или доверенностью, выданной в порядке ст. 185.1 ГК РФ (абз. 2 п. 3 ст. 29 НК РФ, п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, письма Минфина России от 01.08.2013 N 03-02-08/30900, ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692, от 16.10.2013 N ЕД-4-3/18527@).

Внимание

Нарушение требований к форме и содержанию жалобы в силу п. 1 ст. 139.3 НК РФ может послужить основанием для оставления ее без рассмотрения вышестоящим налоговым органом. К числу таких нарушений относятся (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ и действующих со 2 июня 2016 года):

- жалоба подана с нарушением порядка, установленного п. 1 ст. 139.2 НК РФ (то есть, не подписана ее подателем или его представителем, либо направлена в электронной форме с нарушением форматов и порядока представления жалобы в электронной форме);

- в жалобе не указаны акты налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, которые привели к нарушению прав лица, подавшего жалобу.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на ноябрь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы


При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.