Порядок рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящим налоговым органом
Порядок рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящим налоговым органом определен в ст. 140 НК РФ.
Приняв поступившую от налогоплательщика жалобу (апелляционную жалобу), налоговый орган, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение 3 рабочих дней направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139 и п. 1 ст. 139.1 НК РФ).
Кроме того, при получении жалобы налоговый орган, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу. В случае устранения такого нарушения, - сообщить об этом в вышестоящий налоговый орган в течение 3 рабочих дней со дня такого устранения с приложением подтверждающих документов (при их наличии) (п. 1.1. ст. 139 НК РФ).
Перед началом рассмотрения поступившей жалобы
Вышестоящий налоговый орган, рассматривающий жалобу (апелляционную жалобу), устанавливает, имеются ли обстоятельства, предусмотренные п. 1 ст. 139.3 НК РФ для оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения.
При наличии таких обстоятельств вышестоящий налоговый орган в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы или заявления об ее отзыве, принимает решение об оставлении жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения полностью или в части.
В случае, если до принятия решения по жалобе нижестоящий налоговый орган сообщил об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу, в порядке, установленном п. 1.1 ст. 139 НК РФ, решение об оставлении жалобы без рассмотрения полностью или в части принимается в течение пяти дней со дня получения информации или документов об устранении таких нарушений.
Решение об оставлении жалобы без рассмотрения вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, в течение трех дней со дня его принятия (п. 2 ст. 139.3 НК РФ).
При отсутствии оснований для оставления жалобы без рассмотрения жалоба рассматривается по существу.
В ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) лицо, подавшее эту жалобу, до принятия по ней решения вправе представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы (п. 1 ст. 140 НК РФ).
Вместе с жалобой (апелляционной жалобой) вышестоящий налоговый орган рассматривает все полученные документы:
- документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу);
- дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы);
- материалы, представленные нижестоящим налоговым органом.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что все документы, представленные вместе с жалобой (апелляционной жалобой) на решения, вынесенные в порядке, предусмотренном ст.ст. 101 или 101.4 НК РФ, а также дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения соответствующей жалобы до принятия по ней решения, рассматриваются вышестоящим налоговым органом только при условии, если податель соответствующей жалобы представил пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется (п. 4 ст. 140 НК РФ).
Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы), всех указанных документов и материалов проводится без участия ее подателя (п. 2 ст. 140 НК РФ).
В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу) с участием лица, ее подавшего. Такими случаями в силу п. 2 ст. 140 НК РФ*(1) являются выявление вышестоящим налоговым органом в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение о привлечении к ответственности (или об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения:
противоречий между сведениями, содержащимися в представленных нижестоящим налоговым органом материалах, либо
несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в материалах нижестоящего налогового органа.
В установленные п. 6 ст. 140 НК РФ сроки вышестоящий налоговый орган принимает решение по жалобе (апелляционной жалобе), исчерпывающий перечень которых приведен в п. 3 ст. 140 НК РФ, а именно:
1) оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;
2) отменяет акт налогового органа ненормативного характера;
3) отменяет решение налогового органа полностью или в части;
4) отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;
5) признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.
Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия (ч. 4 п. 6 ст. 140 НК РФ).
Вышестоящий налоговый орган, установив по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном ст. 101 или ст. 101.4 НК РФ, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки или иных мероприятий налогового контроля, вправе отменить такое решение, рассмотреть указанные материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном ст. 101 или ст. 101.4 НК РФ.
При этом рассмотрение вышестоящим налоговым органом всех материалов в этом случае проводится в присутствии налогоплательщика, подавшего жалобу (п. 2 ст. 101 и п. 7 ст. 101.4 НК РФ). По результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган вправе вынести одно из вышеперечисленных решений.
При этом срок на принятие решения по такой жалобе (апелляционной жалобе) не должен превышать сроки, установленные ст. 140 НК РФ (п. 11 письма ФНС России от 04.07.2013 N СА-4-9/12019@).
Указанный специальный порядок рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) предоставляет вышестоящим налоговым органам возможность устранить допущенные нижестоящими налоговыми органами нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки или иных мероприятий налогового контроля.
Не стоит также забывать, что в силу п. 2 ст. 101 НК РФ вышестоящий налоговый орган обязан ознакомить налогоплательщика, в отношении которого проводилась налоговая проверка, с материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля. Однако такая обязанность возникает у налогового органа при наличии соответствующего заявления налогоплательщика об ознакомлении с материалами дела.
При рассмотрении жалобы налогоплательщика вышестоящим налоговым органом не может быть принято решение о взыскании с налогоплательщика дополнительных налоговых платежей, пеней, штрафов, не взысканных оспариваемым решением. На это указал Пленум ВАС РФ в п. 81 постановления от 30.07.2013 N 57, разъяснив, что иной подход создавал бы налогоплательщику препятствия для свободного волеизъявления в процессе реализации им права на обжалование вынесенного в отношении него решения. Кроме того, принятие вышестоящим налоговым органом по итогам рассмотрения жалобы налогоплательщика решения о дополнительном взыскании с него указанных сумм фактически означало бы осуществление контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа вне процедуры, определенной п. 10 ст. 89 НК РФ.
В то же время вышестоящий налоговый орган вправе дополнить и (или) изменить приведенное в обжалуемом решении правовое обоснование взыскания сумм налогов, пеней, штрафов, исправить арифметические ошибки, опечатки.
_____________________________
*(1) В редакции Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах