Постановка на учет в налоговом органе крупнейших налогоплательщиков
Осуществление налогоплательщиком деятельности, позволяющей отнести его к "крупнейшим налогоплательщикам", находится в ряду иных специальных оснований, по которым подлежат постановке на учет в налоговых органах отдельные категории налогоплательщиков.
Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков определены приказом Минфина России от 11.07.2005 N 85н "Об утверждении особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков" (далее - Приказ N 85н) (п. 1 ст. 83 НК РФ).
Согласно правовой позиции, приведенной в Определении КС РФ от 08.11.2005 N 438-О, наделение Минфина России правом определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков позволяет оперативно реагировать на изменения в экономике и финансовой системе, которые обусловливают изменения формирования и реализации налоговой и бюджетной политики, что, однако, не освобождает законодателя от обязанности определить цели и границы подобного регулирования, исключив нарушения конституционных прав налогоплательщиков.
При этом обязанности по непосредственному осуществлению учета крупнейших налогоплательщиков, включая обязанность по информированию о постановке их на учет в качестве таковых, возложены на налоговые органы.
К категории крупнейших относятся налогоплательщики, которые соответствуют критериям, установленным приказом ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@. С 19 сентября 2014 года указанный приказ действует в новой редакции. Соответствующие изменения были внесены в него приказом ФНС России от 19.09.2014 N ММВ-7-2/483@ (далее - Приказ N ММВ-7-2/483@). Были пересмотрены и критерии.
С этой даты критериями являются:
- показатели финансово-экономической деятельности;
- признаки взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц;
- наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности.
Указанные критерии определяют и уровень администрирования крупнейших налогоплательщиков - федеральный или региональный.
Порядок организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков утвержден приказом МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290 (далее - Приказ N САЭ-3-30/290).
Администрирование осуществляется:
- на федеральном уровне - в специализированных по отраслевому принципу межрегиональных инспекциях ФНС России;
- на региональном уровне - в межрайонных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, создаваемых в структуре управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации. Если на территории субъекта отсутствует межрайонная инспекция, то администрирование крупнейшего налогоплательщика осуществляется в налоговой инспекции по месту его нахождения. Функции контроля за их налоговым администрированием в этом случае возлагаются на Управление ФНС России.
Таким образом, крупнейший налогоплательщик, состоящий на учете в налоговой инспекции пo месту своего нахождения, подлежит переводу на налоговый учет в межрегиональную (межрайонную) инспекцию ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам, за исключением случая, когда на территории субъекта не предусмотрено создание межрайонной инспекции. Список организаций - крупнейших налогоплательщиков формируется ежегодно ФНС России. Отбор налогоплательщиков для формирования списка проводится по финансово-экономическим показателям их деятельности за предшествующие три года, не считая года, в котором представляется информация, а также исходя из признаков взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц.
Сведения об организациях, соответствующих критериям, подаются в Контрольное управление ФНС России ежегодно, в срок до первого октября (п. 3 Приказа N САЭ-3-30/290 в редакции Приказа N ММВ-7-2/483@).
Перевод осуществляется на основании графика перевода крупнейших налогоплательщиков, утверждаемого ФНС России на очередной календарный год.
Процедура постановки на учет крупнейших налогоплательщиков не зависит от инициативы налогоплательщика и осуществляется без его участия.
Представить ее можно в виде следующей схемы:
/-----------------------\ Направление запроса о /-------------------\
| | предоставлении копий | |
| | документов, содержащихся | |
| | в учетном деле | |
| Межрегиональная | налогоплательщика, | Налоговая |
| (межрайонная) | документов по | инспекция ФНС |
|инспекция по крупнейшим| налоговому контролю и |по месту нахождения|
| налогоплательщикам | лицевых счетов) | крупнейшего |
| |--------------------------| налогоплательщика |
| |--------------------------| |
| | Направление документов, | |
| | в течение 5 дней | |
\-----------------------/ после получения запроса \-------------------/
В течение |
3 дней после |
получения |
документов |
Уведомление налогоплательщика о постановке его на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика по форме N 9-КНУ |
В Уведомлении указываются ИНН, а также КПП налогоплательщика.
Постановка на учет крупнейшего налогоплательщика в межрегиональной (межрайонной) инспекции не отменяет его учет в налоговом органе по месту нахождения, а лишь дополняет его.
ИНН, присвоенный такому налогоплательщику в налоговой инспекции по месту нахождения, не изменяется.
Присваивается только новый код причины постановки (КПП), первые четыре знака которого - это код межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, 5 и 6 знаки (50) будут совпадать у всех подобных налогоплательщиков, маркируя их как крупнейших (п. 5 Приказа N 85н).
Если администрирование крупнейшего налогоплательщика осуществляется в налоговой инспекции по месту его нахождения в связи с отсутствием на территории субъекта межрайонной инспекции, то первые четыре знака КПП не меняются, а 5 и 6 знаки также будут иметь значение 50.
И только с момента постановки организации на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика и получения от налогового органа соответствующего уведомления организация приобретает статус крупнейшего налогоплательщика (письмо Минфина России от 25.10.2010 N 03-02-07/1-493). Датой постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика будет являться дата внесения сведений в ЕГРН о постановке на учет юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика (п. 2.2.2. Методических указаний для налоговых органов по вопросам учета крупнейших налогоплательщиков - российских организаций, утвержденных приказом ФНС России от 27.09.2007 N ММ-3-09/553@).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах