Содержание требования налогового органа об уплате недоимки, пеней, штрафа, процентов
С 01.01.2017 положения НК РФ о направлении требования об уплате недоимки распространяются и на плательщиков страховых взносов (п. 8 ст. 69 НК РФ, письмо Минфина России от 21.10.2016 N 03-02-08/61943).
В требовании должны содержаться сведения, подтверждающие действительную обязанность по уплате налоговых платежей, и обязательные данные, указанные в п. 4 ст. 69 НК РФ (см. также решение ВАС РФ от 06.06.2013 N ВАС-3797/13), а именно:
1) суммы недоимки, задолженности по пеням, штрафным санкциям, процентам, начисленные на момент направления требования;
2) срок исполнения требования;
3) меры по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, а также санкции, которые применяются налоговым органом в случае неисполнения требования налогоплательщиком (п. 1 ст. 32, ст.ст. 45, 46, 47, 76, 77 НК РФ);
4) подробные данные об основаниях взимания налога. Какой документ будет указан в качестве основания, зависит от того в ходе каких мероприятий налогового органа была выявлена недоимка. Таким документом может являться:
- решение налогового органа - при выявлении недоимки в ходе выездной или камеральной проверки, проверки контролируемых сделок;
- документ "О выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)" - при выявлении недоимки в ходе камеральной налоговой проверки и отсутствии признаков состава нарушения законодательства о налогах и сборах, а также в ходе иных мероприятий налогового контроля, по результатам которых не предусмотрено составление акта. Форма документа, составление которого предусмотрено абзацем 2 п. 1 ст. 70 НК РФ, утверждена приказом ФНС России от 13.02.2017 N ММВ-7-8/179@ (далее - Приказ N ММВ-7-8/179@);
5) ссылка на положения законодательства о налогах и сборах, которыми установлена обязанность налогоплательщика уплатить налог. В требовании указывается конкретная норма НК РФ, которой установлена обязанность налогоплательщика по уплате налога (сборов, пеней, штрафов, процентов) либо норма регионального закона или нормативного акта органов местного самоуправления (при выявлении недоимки по местным и региональным налогам);
6) предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней, штрафов и процентов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (только в случае, если выявленный в результате проверки размер недоимки позволяет предполагать факт совершения нарушения, содержащего признаки преступления).
Если требование адресовано налогоплательщику - физическому лицу, то в нем должен быть указан и срок уплаты налога.
Форма требования для организаций и индивидуальных предпринимателей утверждена Приложением N 2 приказом N ММВ-7-8/179@, а для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - приложением N 3 к этому же приказу (п. 4 ст. 31, п. 5 ст. 69 НК РФ).
Получение требования удостоверяется подписью налогоплательщика (его законного или уполномоченного представителя) с указанием его Ф.И.О. и даты получения. Подписи может не быть, если требование направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме (по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика) (при направлении требования заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма) (п. 6 ст. 69 НК РФ, п. 53 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
Со стороны налогового органа в требовании отражаются лишь Ф.И.О. и номер телефона исполнителя - лица, подготовившего требование. Установленная форма требования не предусматривает наличия подписи руководителя (должностного лица) налогового органа. Однако данное обстоятельство не меняет его правовую природу как ненормативного акта, возлагающего на налогоплательщика определенные обязанности (решение ВАС РФ от 06.06.2013 N ВАС-3796/13 (определением ВАС РФ от 30.09.2013 N ВАС-11384/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ)).
При наличии в требовании всех необходимых сведений, предусмотренных п. 4 ст. 69 НК РФ, его оформлении по установленной форме, направлении в установленный законом срок, а также получении налогоплательщиком, суды не находят оснований для признания требования незаконным (см. постановления ФАС Поволжского округа от 23.01.2014 N Ф06-1695/13, ФАС Центрального округа от 26.12.2013 N Ф10-3952/13).
При этом неуказание в требовании каких-либо из перечисленных сведений не влечет его недействительность, если:
- такие сведения содержатся в решении, налоговой декларации, налоговом уведомлении, на основании которых выставлено требование, и в данном требовании имеется ссылка на эти документы (п. 52 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57);
- нарушения в составлении требования несущественны и не повлияли на обязанность налогоплательщика по уплате налогов (пени, штрафов, процентов) (п. 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 18.09.2013 N Ф08-4712/13, ФАС Дальневосточного округа от 25.06.2013 N Ф03-2757/13, Пятнадцатого ААС от 25.12.2013 N 15АП-18963/13, ФАС Поволжского округа от 12.04.2012 N Ф06-2230/12, Девятого ААС от 23.12.2013 N 09АП-41560/13 и др.).
Суды приходят к выводу, что требование содержит существенные нарушения требований к его содержанию и не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога, например, если:
- сумма указанной в требовании недоимки (в том числе пенеобразующей) является спорной;
- недоимка (задолженность) погашена на момент направления требования; - истек срок для её взыскания;
- и т.п.
См. постановления ФАС Поволжского округа от 13.12.2013 N Ф06-716/13, ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.03.2013 N Ф02-569/13, ФАС Западно-Сибирского округа от 25.10.2013 N Ф04-4399/13.
Налоговый орган может направить уточненное требование об уплате налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов) если обязанность налогоплательщика (плательщика сбора, страховых взносов, налогового агента) изменилась после направления первичного требования. В таком случае дополнительно заполняется специальная часть требования, содержащая сведения о первичном требовании (номер и дата), которое отзывается.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах